Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
База знаний » Изъятие земель для государственных нужд и за нарушения
a

Изъятие земель для государственных нужд и за нарушения

Изъятие земельного участка — комплекс мер, подразумевающих лишение прав на имеющийся в распоряжении надел при нарушении требований законодательства, а также для муниципальных (государственных) нужд. Рассмотрим правовые нормы для каждой из ситуаций, выделим основания, особенности конфискации и «подводные камни» процесса.

Изъятие земельного участка из-за нарушения законодательства

Изъятие ЗУ у владельца — законодательная мера воздействия по отношении к субъектам, которые применяют имущество с нарушением требований закона или не по назначению. Процесс лишения прав на участок оговаривается в статьях ГК, ЗК, КоАП, ЖК и других документах. Принимается решение о конфискации с уведомлением владельца и продажей объекта с торгов. При возникновении конфликтной ситуации она разрешается путем судебного разбирательства.

Позиция закона

По законодательству РФ лишение прав на землю разрешено, если действие владельца нарушают требования статей 44 и 45 ЗК РФ. При несоблюдении законов владелец привлекается к юридической ответственности. Особенности и правила взыскания прописаны в ЗК РФ (статья 44-48, 50-51, а также 54) и ГК РФ (статья 235). При этом правила изъятия для владельцев и пользователей отличаются. Общая черта в том, что процесс происходит по решению суда.

Причины изъятия земельного участка

Применение земельной недвижимости подразумевает соблюдение правил и требований, установленных законами РФ. Выделим нарушения, которые могут повлечь санкции в виде изъятия ЗУ:

  1. Игнорирование государственных требований относительно целевого применения. Особое внимание уделяется случаям, когда нарушение ведет к уменьшению плодородности земли и негативно влияет на экологию.
  2. Отклонение от требований приведения ЗУ к оптимальному состоянию для дальнейшего использования с учетом действующих требований.
  3. Отказ от обработки ЗУ с/х назначения или территорий, предназначенных для возведения жилья, в 3-летний период. В законе может предусматриваться иной период.
  4. Выполнение действий, направленных на порчу ЗУ (необходимо доказать намеренный характер). Сюда входит загрязнение, отравление, неправильное применение минеральных удобрений и т. д.
  5. Неисполнение требований государственных органов по рекультивации надела, а также невыполнение мероприятий по улучшению состояния или защите ЗУ.

При выявлении указанных нарушений государство вправе изъять надел, но при условии подачи иска в суд и наличия доказательной базы. Конфискация возможна по решению судьи. В ином случае действия уполномоченных органов будут неправомерны.

Порядок изъятия земельного имущества

Конфискация земельного имущества проходит при строгом соблюдении действующих законов РФ и в принудительном виде. На начальном этапе субъект уведомляется о нарушении, а также получает предупреждение о возможном изъятии участка. Обращение оформляется в виде акта с указанием нарушенных норм законодательства, сроков и вариантов исправления ситуации.В законах РФ выделяется два пути для законного изъятия:

  1. Добровольно (без судебного разбирательства). Если владелец согласен с представителями муниципальной/государственной власти, он оформляет письмо и отправляет его по адресу, откуда пришла претензия. С момента получения согласия уполномоченный орган вправе реализовать землю с публичных торгов.
  2. Принудительно (через суд). Если хозяин надела не принимает позицию государственных или местных структур, последние подают исковое заявление. В иске указывается требование лишить нарушителя прав на землю и изъять ее из пользования.

Как правило, земельные вопросы решаются через суд, а объектом разбирательств выступают ЗУ сельскохозяйственного назначения.

Последствия для нарушителя

Процесс конфискации земельных наделов (добровольно, через суд) имеет последствия. Если человек нарушил законодательство в вопросе пользования ЗУ, его ожидает:

  1. Лишение права владения ЗУ при выявлении серьезных отклонений от требований закона в отношении пользования землей.
  2. Принудительная продажа участка с торгов при ухудшении качества земель, отклонений от целевого применения и при других нарушениях.
  3. Штраф, если проблема касается с/х земель (неправильное применение, несвоевременная обработка и т. д.).

Во избежание последствий владельцу важно соблюдать нормы ГК РФ и ЗК РФ, бережно относится к имуществу и использовать его по назначению.

Изъятие земли для муниципальных нужд

В РФ распространены ситуации, когда уполномоченные органы забирают землю для решения собственных задач. При возникновении такой ситуации изъятие проходит с учетом прав владельца, при условии оформления договора и выплаты компенсации.

Основания

Решение об изъятии ЗУ для местных или государственных нужд принимается уполномоченными органами федерального или муниципального уровня. После внесения поправок в ЗК РФ указанные структуры вправе решать вопросы при обращении иных субъектов, к примеру, пользователей земельных недр. Список уполномоченных предприятий определяется специальным перечнем Правительства РФ.  При этом заявитель оплачивает затраты по оплате кадастровых услуг и выплате возмещения собственнику. Юристы утверждают, что новая поправка опасна для владельцев, ведь возрастает риск нарушений и несоблюдения прав владельцев.

Принятие решения

Уполномоченный орган определяет перечень лиц, имеющих право на владение ЗУ. Следующим шагом принимается решение об изъятии. В документе указываются территории и недвижимость, подлежащая конфискации. Если прошение подано третьей стороной, прописывается наименование заявителя.

Информирование

На следующем этапе заинтересованные лица информируются о будущем изъятии в срок до 10 суток со дня, когда было принято соответствующее решение. Сведения печатаются в СМИ и размещаются на офсайте органа. Собственник считается проинформированным с момента получения копии решения, возврата письма организации-отправителю или его пересылки по e-mail. Срок действия решения об обжаловании три года.

Оформление соглашения

Между уполномоченным органом и собственниками ЗУ составляется соглашение. Если владельцев несколько, они вправе назначить одного представителя, который будет фигурировать в документе. После подготовки бумаги проект направляется для изучения и подписания второй стороне. Человек изучает договор, подписывает его и отправляет инициатору процесса.Если собственника ЗУ не устраивают заявленные условия, он вправе отказаться от подписания и предъявить дополнительные требования. Правки могут касаться размера компенсации или иных пунктов. Иногда может потребоваться дополнительная оценка земли. При определении цены расходы по оплате ложатся на плечи владельца. Если уполномоченная структура принимает пояснения, величину выплат могут увеличить.В договоре прописываются следующие моменты:

  • цена выкупа
  • период, который выделяется для освобождения объекта
  • тонкости предоставления выкупной стоимости
  • порядок предоставления объекта

Иногда в договор включают дополнительные обязательства. Изъятие ЗУ, на которой построен многоквартирный дом, возможно при наличии особых причин, к примеру, возведение транспортных путей, строительство трубопроводов и ЛЭП.

Размер выплат

Особое внимание при изъятии недвижимости уделяется размеру материальной компенсации. На выплату могут рассчитывать владельцы и обладатели прав. При определении суммы учитывается:

  • цена участка
  • потенциальная прибыль, которую упускается правообладатель (собственник)
  • расходы на переезд
  • убытки, связанные с потерей собственности

Если вместе с землей изымаются и постройки, этот момент учитывается дополнительно с обязательной выплатой компенсации. На определение размера возмещения дается до двух месяцев со дня направления договора об изъятии объекта.

Обращение в суд

При отказе подписывать договор дольше трех месяцев со дня поступления, заинтересованная структура подает иск в суд с требованием принудительного изъятия. После получения доводов гос органы (суд) решают — удовлетворять требование истца или нет. До принятия постановления владелец вправе осуществлять любые действия с объектом. Стоит знать, что ранее владельца земли нужно было информировать об изъятии не меньше, чем за год до события. Теперь этот срок уменьшился в четыре раза. Что касается периода исковой давности для таких дел, он составляет два года.Если решение принято в пользу истца, его можно оспорить в арбитражном органе, предоставив при этом необходимый пакет доказательств. Владелец вправе защищать законные интересы, связанные с имуществом при давлении со стороны уполномоченных органов.

Итоги

С учетом сказанного видно, что изъятие земли возможно в нескольких случаях — при нарушении законов в отношении правил пользования и для нужд государства. В обоих случаях решение принимает судебный орган, а процесс проходит с учетом требований законодательства.

Бесплатная консультация юриста и адвоката

Напишите о вашей проблеме в форме ниже и получите юридическую консультацию специалистов.

Оставьте заявку на консультацию:

Поделитесь этим материалом:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Юрист Амулекс

Юрист Амулекс

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии