Перспективы развития искусственного интеллекта в России

С момента релиза ChatGPT в 2022 году в гонку по развитию искусственного интеллекта включились компании из разных стран. Тем не менее до 2025 года новостные сводки по большим языковым моделям занимали только компании из США.

Ситуация поменялась с релизом V3 и R1 от DeepSeek, которые не только бросили вызов моделям от OpenAI, Anthropic и Google, но и показали, что на обучение LLM можно тратить существенно меньше ресурсов, чем предполагалось ранее. Релиз DeepSeek также продемонстрировал, что за пьедестал почета на рынке ИИ можно побороться и не будучи американским бигтехом или стартапом с именитыми основателями и хорошей финансовой поддержкой от венчурных фондов.

Технологии недостаточно — важен продукт

Для понимания развития ИИ в России необходимо говорить о доступных способах монетизации данной технологии, которые уже активно используются в США. Это нужно, чтобы понять, что из этого уже внедряется в российскую практику, а что может внедряться в будущем. Мало разработать какую-то технологию, важно и умение правильно завернуть эту модель в продукт, который будет успешно продаваться. Хотя ИИ — понятие очень обширное, мы здесь будем касаться в основном одного его направления — больших языковых моделей (LLM).

Монетизация ИИ в США и России

В США компании уже активно используют большие языковые модели для различных коммерческих целей. Пример включает улучшение обслуживания клиентов с помощью чат-ботов, автоматизацию рутинных задач и предоставление персонализированных рекомендаций. Эти технологии монетизируются за счет SaaS-моделей, интеграций с корпоративными системами и платных подписок на использование моделей.

В России процесс монетизации ИИ также постепенно набирает обороты. Однако здесь большая часть работ фокусируется на государственном секторе и крупных компаниях, таких как Сбербанк и Яндекс, которые развивают собственные ИИ-платформы.

Преимущества и вызовы для российских разработчиков

Одним из ключевых преимуществ российских разработчиков является более низкая стоимость разработки и внедрения ИИ-технологий по сравнению с западными странами. Это позволяет российским компаниям быть конкурентоспособными на международной арене. Ниже представлены основные преимущества:

  • Более низкие издержки на разработку и внедрение ИИ
  • Высокий уровень подготовки специалистов
  • Развитая научная база

Однако существуют и серьезные вызовы, которые необходимо преодолеть:

  • Отсутствие достаточного финансирования
  • Ограниченный доступ к международным рынкам
  • Нехватка крупномасштабных данных для обучения моделей

Законодательная база

  • Федеральный закон №160-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственном регулировании научно-технической деятельности»
  • Федеральный закон №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»
  • Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
3406
Этот материал был полезен для вас?
Консультация юриста от 2990₽ – оставьте заявку!
Автор статьи
Полина Недашковская Автор статьи опыт 9 лет

Опытный юрист с более чем 9-летним стажем работы с запросами клиентов и компаний. Эксперт в области гражданского права, специализируется на сложных делах, требующих глубоких знаний и нестандартных решений. Регулярно публикует статьи в юридическом журнале AMULEX, делясь с читателями экспертным взглядом и анализом актуальных правовых вопросов.

Блог
Подписаться
Уведомить о
guest
Тут пока нет комментариев, будьте первым
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Консультация юриста от 2990₽
Информация, представленная на странице, не является юридической консультацией или правовым заключением и не может быть применима в иной конкретной ситуации. Для получения профессиональной юридической поддержки рекомендуется обратиться к нам. Статья основана на анализе действующих нормативных актов на момент публикации и актуальна только на дату публикации.