Введение
Санкции Европейского Союза (ЕС) против России начали оказывать значительное влияние на транспортировку российской нефти. В частности, ограничения на фрахтовый флот и рост цен на нефть привели к заметному увеличению фрахтовых ставок в различных направлениях. Проанализируем текущие тенденции и возможные последствия данной ситуации.
Санкции и сокращение флота
Воздействие санкций ЕС
20 мая Совет ЕС принял 17-й пакет санкций, включающий меры против теневого флота, используемого для экспорта российской нефти. В санкционный список вошли 189 новых судна, увеличив общее число судов под санкциями до 342.
Сокращение фрахтового флота
На данный момент порядка 10% мирового флота для перевозки нефти и нефтепродуктов находится под санкциями. Это около 706 судов.
В западных бассейнах опционабельные танкеры остаются лишь у ряда греческих и турецких перевозчиков, что позволяет им диктовать свои условия на рынке.
Изменение фрахтовых ставок
Рост ставок для Турции и Индии
Ставки по фрахту из Балтики выросли особенно резко в направлении Турции. Перевозка нефти танкерами Aframax подорожала на 10,8%, составив $5,7 за баррель.
Динамика ставок из Новороссийска
Ставки на маршруте до Турции из Новороссийска также подскочили до $3,3 за баррель, увеличившись на 9,1%.
Рост ставок наблюдался и для Индии: из Балтики и Новороссийска ставки выросли на 1,2–2,6% и 0,5–1,1% соответственно.
Влияние мировой экономики
Проблемы в порту Козьмино
Технический перерыв на терминале Козьмино привел к снижению загрузки на 2,5 раза, что отразилось на снижении ставок до северного Китая на 3,7%.
Спад спроса на нефть
Загрузка российских портов нефтью упала на 1,9% с середины июня, что также оказало влияние на снижение ставок фрахта.
Перспективы и ожидания
Если санкции будут усилены, можно ожидать дальнейшего роста стоимости перевозок и серьезных изменений в структуре экспорта российской нефти.
Эксперты прогнозируют, что греческим и турецким перевозчикам удастся сохранить свои позиции на рынке, используя отсутствие конкуренции.
Законодательная база
- Совет ЕС 20 мая принял 17-й пакет санкций
- Закон об ограничении цен на российскую нефть и нефтепродукты
- Регулирование ЕС по санкциям на флот
Заключение
Санкции ЕС оказали значительное давление на рынок перевозок российской нефти, что привело к росту фрахтовых ставок. В долгосрочной перспективе можно ожидать дальнейших изменений в отрасли фрахтования и нефтяного экспорта.









