Доходность аренды полувагонов: текущая ситуация и прогнозы

Почему доходность аренды полувагонов снижается

Аренда полувагонов, особенно тех, что приобретены после 2018 года, становится убыточной для операторов. В июне 2025 ставки предоставления значительно упали, что еще больше повлияло на снижение доходности. Причины кроются в ухудшении конъюнктуры угольного рынка.

Так, рейсы на маршруте Кузбасс — порты Дальнего Востока подешевели до 105 тыс. руб. за типовые полувагоны, и до 132 тыс. руб. — за инновационные вагоны. В западных направлениях цены также снизились, достигнув 85-115 тыс. руб. для стандартных и 85-120 тыс. руб. для инновационных полувагонов.

Спотовые и долгосрочные ставки аренды в июне обновили минимум, установленный в сентябре 2021 года. Как сообщили операторы, ставки на перевозку угля стали падать «кратно» из-за низкой угольной котировки и укрепления национальной валюты.

Представитель Информационного центра операторов отметил, что текущий уровень ставок не позволяет окупить новые вагоны, которые были куплены по высокой цене (средняя стоимость стандартного полувагона составляла 5,7 млн руб., инновационного — 6,9 млн руб.).

Что помогает стабилизировать ситуацию

Сервичные контракты и попутная погрузка стройматериалов могут повысить доходность операторов. Перевозки строительных материалов в первом полугодии сократились на 19,5%, до 46,5 млн тонн. Многие операторы, чтобы сократить расходы, вводят маршрутизацию порожних вагонов и кооперацию, исключающую встречные порожние вагонопотоки.

Повышение спроса на полувагоны может произойти с изменением товарных рынков и улучшением конъюнктуры. Аналитики указывают, что цены на уголь и другие грузы начали расти. Ослабление рубля и рост внутренних перевозок угля в осенне-зимний сезон поддержат угольную погрузку, несмотря на сокращение отгрузок в первом полугодии текущего года.

Маршрут Снижение ставок (определенный период)
Кузбасс — порты Дальнего Востока -16%
Адрес портов Северо-Запада и Юга -11-13%
Полувагон типовой -16%
Инновационный полувагон -24%

Законодательная база

  • Федеральный закон №94-ФЗ «О заказах, товаров и услуг для государственных нужд»
  • Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»

Что могло бы стабилизировать рынок

Операторы вагонов ожидают дальнейшего падения ставок аренды в третьем и четвертом кварталах текущего года, но темпы снижения могут быть менее резкими. Улучшение показателей погрузки и доходности возможно только при стабильном росте спроса на вагоны и отказе от агрессивного наращивания парка. Увеличение перевозок угля также является ключевым фактором для стабилизации рынка.

В условиях роста расходов на ремонт вагонов и запчасти, вводится маршрутизация порожних вагонов, что способствует снижению затрат и ускорению оборота вагонов. Глобальный спрос на уголь и другие грузы также играет ключевую роль в формировании ставки аренды полувагонов.

4581
Этот материал был полезен для вас?
Консультация юриста от 2990₽ – оставьте заявку!
Связаться с автором статьи
Полина Недашковская Автор статьи опыт 9 лет

Опытный юрист с более чем 9-летним стажем работы с запросами клиентов и компаний. Эксперт в области гражданского права, специализируется на сложных делах, требующих глубоких знаний и нестандартных решений. Регулярно публикует статьи в юридическом журнале AMULEX, делясь с читателями экспертным взглядом и анализом актуальных правовых вопросов.

Блог
Добавить комментарий

Нужна консультация юриста?
Информация, представленная на странице, не является юридической консультацией или правовым заключением и не может быть применима в иной конкретной ситуации. Для получения профессиональной юридической поддержки рекомендуется обратиться к нам. Статья основана на анализе действующих нормативных актов на момент публикации и актуальна только на дату публикации.