Незаконные действия или бездействие судебного пристава-исполнителя могут нарушать интересы граждан и организаций. В соответствии с законом повлиять на должностное лицо можно путем составления жалобы.
Основания для подачи жалобы
Гражданин вправе выразить несогласие с любым деянием должностного лица. Причем это может быть как действие, так и бездействие:
- несоблюдение сроков исполнения решения суда или возбуждения исполнительного производства;
- нарушение сроков совершения отдельных действий в рамках производства;
- неправомерное использование обеспечительных мер (например, наложение ареста на имущество);
- незаконное бездействие.
Представленный перечень является примерным, поэтому обжалованию могут подлежать и иные деяния должностного лица.
Куда обращаться с жалобой
В соответствии с законом действия должностного лица могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
Административный порядок раскрыт в ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» и предполагает обращение к вышестоящему должностному лицу с соблюдением определенной подчиненности. Это соотношение можно представить в качестве таблицы.
Чьи действия обжалуются | Кому обжалуются |
Судебный пристав-исполнитель, заместитель старшего пристава | Старший судебный пристав |
Старший судебный пристав, заместитель пристава субъекта | Судебный пристав субъекта |
Судебный пристав субъекта | Судебный пристав РФ |
Согласно установленной процедуре, заявление может быть подано как непосредственному руководству, так и тому, чьи действия оспариваются.
В соответствии с положениями ст. ст. 123, 126, 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», соблюдение административного порядка не является обязательным условием для обращения в суд. Однако в большинстве случае целесообразно прибегать к досудебной процедуре, поскольку она проще и позволяет решить большинство вопросов.
Если заинтересованным лицом выступает гражданин, заявление подается в суд общей юрисдикции. В некоторых других случаях дело может также рассматриваться арбитражным судом.
Отдельно следует отметить, что на бездействия должностных лиц ФССП можно также обращаться с жалобой в прокуратуру.
Правила составления жалобы
Действующим законодательством не предусмотрена определенная форма для жалобы, поэтому она составляется в произвольном виде. Однако при этом должны соблюдаться предусмотренные законом требования. В заявлении необходимо указать:
- ФИО заявителя.
- ФИО должностного лица и реквизиты обжалуемого решения.
- Основания для обращения.
- Имеющиеся требования.
Любой документ должен быть обязательно подписан заявителем. В случае участия представителя также прикладывается доверенность.
Несоблюдение требований по форме и содержанию заявления может стать основанием для отказа в его рассмотрении.
Сроки подачи рассмотрения обращения
Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве», заинтересованное лицо должно подать обращение в течение 10 дней с момента совершения должностным лицом обжалуемого действия. В случае, если лицо не было извещено надлежащим образом, срок начинает исчисляться с того момента, как оно узнало, либо должно было узнать.
В соответствии со ст. 126 этого же закона, в административном порядке ответ на жалобу должен быть предоставлен в течение 10 дней с момента подачи обращения.
При обращении в суд, срок рассмотрения, по общему правилу, также составляет 10 дней.
Причины отказа
Основания для отказа в рассмотрении жалобы предусмотрены в ст. 125 ФЗ «Об исполнительном производстве». Основными из них являются:
- нарушение предусмотренных законом сроков;
- несоблюдение требований к форме и содержанию заявления;
- по указанному в обращении вопросу имеется решение суда;
- жалоба подана в отношении лица, не являющегося судебным приставом.
Перечисленные основания распространяются только на административный порядок. В случае получения отказа заявитель вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу, либо в суд.