Закон об охране окружающей среды

Человек является частью природы, поэтому его комфорт во многом зависит от состояния окружающей среды. Именно поэтому он должен охранять природу, причем по большей части не от внешних факторов, а от разрушений внутри системы. Человек последние годы активно вмешивается в природные процессы, поэтому ФЗ об охране окружающей среды и природопользования ограничивает, в первую очередь, деятельность самого человека, а не пришельцев извне.

Охрана природы: как это было

Еще до появления РФ, как субъекта государственности, руководство Советского Союза проявляло заботу о природе. В 1963г. свет увидел первый закон об «Охране природы», но после преобразования самого общественного строя некоторые его положения стали неактуальными, поэтому 19.12.1991г. был принят новый закон, призванный охранять природную ОС.Обновленный документ предусматривал ряд действенных мер, направленных на охрану природы, предотвращение агрессивных воздействий и вопросы оздоровления населения страны. Закон 1991-го в большей степени заботился обеспечением безопасности членов социума, поэтому его можно было смело назвать законом о защите человека.На смену этому законодательному акту пришел новый закон «Об охране окружающей среды» — ФЗ-№7. Принятый Госдумой РФ 20.12.2001г., одобренный Советом Федерации 26.12.2001г., он принял законную силу 10.01.2002г. В основе нового документа лежат правовые основы и госполитика в области охраны ОС, меры по предотвращению вредного воздействия и ответственность физических и юрлиц.

Содержание закона ФЗ-№7

1-я часть документа – это общие положения, сформулированы в документе и основные охранные принципы, руководствоваться которыми могут, как юридические, так и физлица. В их числе:

  • соблюдение конституционного права человека жить в комфортных условиях
  • ответственность органов госвласти за нарушение экобезопасности
  • обязательство проведения госэкоэкспертизы

Согласно положениям нового закона, введен обязательный порядок участия в мероприятиях по защите ОС госорганов, руководителей муниципалитетов, физических и юрлиц. Особого внимания занимают особенно важные объекты, входящие в состав историко-культурного наследия, природоохранные памятники. В число таких объектов входят районы проживания коренных народов России, населяющих конкретные территории.Во 2-й главе закона рассматриваются полномочия чиновников в сфере охранно-природной деятельности, включая разграничение полномочий между ними. В 3-й главе речь идет о правах и обязанностях простых обывателей, в 4-й – методы охраны ОС, включая лимиты на использование ресурсов. 5-я глава посвящена нормативам, определяющим степень загрязненности, 6-я описывает процедуры оценки состояния ОС и проведение экоэкспертизы.Особое место занимает 9-я глава, которая рассматривает отношение государства. Описываются, в частности, меры охраны ОС. Закон предполагает также меры по охране редких представителей флоры и фауны, обитающих в заповедниках и заказниках.В ст. 63 10-й главы ФЗ-№7 описывается процедура экомониторинга, организацией которого занимается Правительство РФ. 11-я глава посвящена экоконтролю состояния ОС, а 68-я статья вопросам общественного контроля. 12 глава закона рассматривает цели, поставленные перед научными исследованиями. В новом законе была добавлена 13-я глава, посвященная вопросам экологической культуры, а именно:

  • основы экообразования (ст. 71)
  • основы экознаний (ст. 72)
  • подготовка экологов (ст. 73)
  • экопросвещение

Вопросы ответственности за экоправонарушения предусматривают положения 14-й главы закона. К нарушителям применяются всевозможные меры ответственности, рассматривает закон варианты возмещения нанесенного вреда, включая вред, нанесенный человеку. В 15-й главе рассматриваются принципы сотрудничества РФ в вопросах охраны ОС на международной арене.

Новое в 2020 году

Существенные изменения в ФЗ-№7 были внесены в 2016 году, а основные поправки к нему, изменившие содержание нескольких статей, были приняты 5.04.2016г., 23.06.2016г. и 03.07.2016г.

Начиная с 1 января 2020 года, в России осуществлен переход на систему нормирования и получения разрешительных документов.

Предполагается также разработка технических нормативов, учитывающих содержание справочных пособий. С 01.01.2019г. вступают в силу положения ФЗ-№219 об изменении в ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды», согласно которым внесены изменения в области нормирования и охраны ОС.

Консультация юриста по закону об охране окружающей среды

Чтобы получить консультацию юриста по закону об охране окружающей среды заполните форму ниже. Мы оперативно с вами свяжемся!

Нужна помощь? Свяжитесь с юристом!
Связаться с автором статьи
Дмитрий Томко Юрист компании Amulex Автор статьи опыт 18 лет

Руководитель Практики жилищных и социальных правоотношений. Окончил Московскую академию государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2008 году окончил Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. Является автором многочисленных статей правовой тематики в федеральных изданиях “Российская Газета”, “Коммерсантъ”, РБК

об эксперте ⟶
Блог
Подписаться
Уведомить о
guest
Тут пока нет комментариев, будьте первым
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Нужна консультация юриста?
Информация, представленная на странице, не является юридической консультацией или правовым заключением и не может быть применима в иной конкретной ситуации. Для получения профессиональной юридической поддержки рекомендуется обратиться к нам. Статья основана на анализе действующих нормативных актов на момент публикации и актуальна только на дату публикации.