В статье 37 Конституции Российской Федерации сказано о том, что человек сам вправе распоряжаться трудовыми способности, при этом запрещен «основным законом» страны принудительный труд, зато разрешено решать трудовые споры в установленном законом порядке. Ситуацию на рынке труда, взаимоотношения между работодателями и наемными работниками регулирует также Трудовой кодекс и закон о занятости населения в РФ в последней редакции. С основными положениями этого закона, правами и обязанностями сторон мы сейчас вас познакомим.
Основные положения закона о занятости населения
Принятый в апреле 1991 года, и вступивший в законную силу лишь в июле 1992 года, закон ФЗ-№ 1032-1 о занятости населения РФ, стал дополнением ст. 37 Конституции и ТК РФ. Сразу после его принятия в России заработала Федеральная служба занятости населения, что стало началом новых отношений между работодателями и наемными работниками. Закон регулируются правовые аспекты трудоустройства, экономические вопросы и организационные вопросы, предполагает также:
- эффективную защиту рынка труда.
- обеспечение равноправие при трудоустройстве, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.
- право выбора места работы, где большое место отводится вопросам создания комфортных условий для сотрудников.
- предотвращение незаконных сокращений.
- помощь сокращенным или уволенным работникам.
Закон о занятости населения ФЗ-№ 1032-1 внес некоторые изменения в деятельность государственных органов, он полностью изменил отношение к безработице и безработным россиянам. Также в нем прослеживается мысль о необходимости популяризации предпринимательской деятельности, много сказано о поддержке сотрудников с ограниченными возможностями.О том, кто может быть признан безработным, а кто этого права может лишиться, говорит ст. 3 закона, а претендовать на поддержку государства, в частности, не могут безработные граждане, не посетившие центр занятости в десятидневный срок после регистрации. В этом случае государство снимает с себя ответственность за поиск работы и выплату пособия. В ст. 5 ФЗ-№1032-1 рассмотрено отношение государства к трудоустроенным россиянам. В частности, в статье указано, все граждане России имеют равные права и возможности. Работодатель должен поддерживать и поощрять полезные инициативы, при этом на предприятии или в организации должны быть созданы все условия для привлечения трудовых ресурсов.О социальных гарантиях, правилах выплаты пособий и стипендий сказано подробней в статье 12 закона о занятости населения. Большое внимание законодатели уделили вопросу защиты людей, отнесенных в категорию социально незащищенных. В случае отсутствия возможности осуществлять трудовую деятельность на общих основаниях, государственные органы обязуются обеспечить нуждающихся пособиями и другими выплатами. Дополнительными гарантиями, согласно закону, обеспечены дети, оставшиеся без попечения старших.
Последние изменения в законе о занятости населения
Стоит отметить, что первые изменения в ФЗ-№ 1032-1 произошли еще в прошлом веке, когда свет увидел ФЗ-№36 от 20.04.1996г. Пересмотреть основные нормы и требования закона решили в декабре 2016г. Менялся он еще два раза: в мае и июле 2017г., а последние изменения в закон внес ФЗ-№461 от 11.12.2018г.
О детях-сиротах
Внимания заслуживает, в частности, дополнительные гарантии детям-сиротам, которые устраиваются на работу впервые.
На протяжении 6 месяцев после регистрации в ФСЗ, они могут рассчитывать на материальную поддержку в сумме, равной средней зарплате в регионе проживания. По истечении этого срока детям, оставшимся без попечения взрослых, до момента их трудоустройства или достижения 23-летнего возраста, выплачивается пособие по безработице по МРОТ.
О безработице
Коснулись изменения и безработных, вернее положения о признании или непризнании таковыми представителей некоторых категорий.
Безработными, в частности, не могут быть признаны официально подростки в возрасте до 16 лет, а также россияне, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту или по выслуге лет. Не получат статус безработного и те, кто в 10-дневный срок отказались от двух предложений о работе.
Не могут претендовать на статус безработного граждане России, ищущие работу впервые, при этом отказавшиеся от двух предложений о прохождении профессионального обучения или игнорировавшие два предложения о работе. Граждане, осужденные судом к заключению или исправительным работам, также не могут называться безработными. Лишаются поддержки государства также лица, допустившие подлог документов и трудоустроенные граждане.
Как происходят выплаты пособия по безработице
Выплата пособий для сокращенных сотрудников начинается с момента их официального увольнения по заявлению, а для безработных, зарегистрировавшихся в ЦЗ, с момента присвоения им статуса безработного.
Срок выплаты пособия составляет не более 12 месяцев за полтора года. В случае если гражданин за 18 месяцев не трудоустроился, срок выплаты пособия продляется, но с условием, что за три года будет оплачено только 2 года нахождения в статусе безработного.
В заключении хотелось отметить, что закон, принятый в сложных условиях 90-х, урегулировал ситуацию на рынке труда, где до этого правили беззаконие и бесправие наемных работников, которым даже зарплату задерживали, выплачивали продуктами питания, одеждой, или вовсе оставляли без зарплаты. Сегодня, даже оказавшись без работы, человек ощущает поддержку государства, а это особенно важно, учитывая сложности, связанные с потерей работы.