Как получить компенсацию за задержку или отмену рейса

Главной ценностью авиаперевозок является оперативность, поэтому услугами лоукостеров пользуются часто люди, привыкшие ценить время и считать деньги. На самом деле, далеко не всегда авиакомпании выполняют обязательства, взятые перед пассажирами, поэтому не редко происходит задержка и даже отмена рейса. К сожалению, далеко не все пассажиры знают, что они имеют право на получение компенсации от виновника нарушения, а ликвидировать этот юридический пробел мы сейчас поможем.

Что говорит закон

Если вы попали в сложную ситуацию, должны понимать, что государство и суд любой инстанции будет на стороне пассажира, если инцидент произошел по вине лоукостера. В Российской Федерации вопросы перевозки и компенсация за задержку рейса регламентируются несколькими российскими и международными законодательными актами и нормативами:

  • федеральный закон ФЗ-№60
  • 82-й приказ Минтранса
  • 74-й пункт ФАП
  • Воздушный кодекс России
  • ГК РФ
  • Закон, защищающий права потребителей
  • Монреальская конвенция

Заказывая перелет на дальнее расстояние, человек полностью доверяет авиакомпании, поэтому, не задумываясь, покупают билет для пересадки или заказывают дорогостоящую экскурсию по месту прибытия. Поэтому даже незначительное, казалось бы, опоздание на час-два, приводит к финансовым потерям, связанным с тем, что билет на следующий рейс пропадает. И это не говоря о неудобствах, с которыми человеку приходится сталкиваться в аэропорту. Понимая это, законодатели принимают серьезные меры к нарушителям правил авиаперевозок.

Пострадавший пассажир и его законные права

Столкнувшись с нарушением, пассажиры не должны покорно ждать, ведь в таких случаях положена компенсация и преференции, распространяющиеся на все время ожидания, а оно начинается со времени предполагаемого вылета. Помните, что на вашей стороне закон, к тому же Российская Федерация подписала ряд международных соглашений, что делает пассажиров более защищенными.

Обо всех изменениях в расписании полетов вас должны уведомить заранее – посредством голосового сообщения, в письме на email или СМС. Если оповещения не последовало, пассажир уже вправе требовать возврата денег и замены авиабилета.

Когда вина ложится на авиаперевозчика:

  • по вине лоукостера произошла нестыковка или была допущена техническая ошибка при формировании рейса.
  • число посадочных мест меньше, чем реальное количество пассажиров, купивших авиабилет (случился овербукинг).
  • если экипаж лайнера не сформирован или не готов по каким-либо причинам отправиться в рейс своевременно.
  • перелет отменен перевозчиком из-за малого количества проданных билетов.

В любом из перечисленных случаев вина полностью ложится на авиаперевозчика, поэтому пассажир может требовать компенсацию за действия лоукостера.

Другое дело, если перевозчик не виноват в случившемся, как в случае наступления форс-мажорных ситуаций: резкой смены погодных условий, совершения террористического акта, начала восстания или эпидемии. В этом случае рассчитывать можно только на пересадку без доплаты, но без компенсации.

Нас же интересует, на что надеяться пассажирам, пострадавшим по вине лоукостера, и на какой размер компенсационных выплат рассчитывать.

Где действуют правила авиаперевозок для россиян

Мы уже упомянули о нескольких законах и нормативных актах, регламентирующих обязанности и права перевозчиков и пассажиров, а также то, что Россия подписала ряд международных договоров. Поэтому россияне, пользующиеся услугами авиаперевозчиков, должны знать, что их права защищены не только на всех российских авиалиниях, но и во время международных рейсов.Причем, если нормы российского законодательства и международных правил авиаперевозок отличаются, то в приоритете будут международные нормы организации авиаперевозок. Если перевозчиком является иностранец, и это прописано в договоре, действуют российские правила, в противном случае – нормы международных договоров, подписанных государством.

Преференции для пострадавших

Компенсационные меры, применяемые к потерпевшим пассажирам, отличаются в разных странах, поэтому рассчитывать на одинаковую компенсацию в российском и европейском аэропорту не стоит. Как в РФ, так и в странах ЕС, гарантирован бесплатный сервис и нахождение в помещении воздушной гавани, бесплатное питье и еду через два-четыре часа, бесплатную доставку и расселение в отеле. Что касается суммы компенсации, то здесь Россия проигрывает: пассажир может получить в РФ всего 25 руб./за час, в то время как в Европе говорить приходится о большем размере компенсационных выплат:

  • €250-600, если рейс опоздал на три часа и более.
  • €125-600, если о переносе или отмене стало известно раньше, чем за 2 недели до предполагаемого вылета.
  • €250-600, если случился овербукинг.

В Европе, как и в РФ, вам предложат билет на ближайший рейс (без доплаты), подождать отправки оплаченного рейса или вернуть стоимость авиационного билета, причем в полном размере (в Европе на возврат можно рассчитывать только через 5 часов задержки). Российским законодательством не рассматриваются вопросы компенсации в случае превышения количества продаж, поэтому в силу вступают международные правила авиаперевозок.Для сравнения также расскажем, какие правила действуют в аэропортах США. Здесь уже через 4 часа пассажирам задержанного рейса предложат питье или еду, а если пассажиры находятся уже на борту авиалайнера, то претендовать на это пассажиры могут уже через два часа ожидания. В Соединенных Штатах вам также предложат долететь до места назначения, дождаться рейса или вернут деньги. При овербукинге штрафы и компенсации за нарушения в «штатах» не взимаются, поэтому добиваться своей правоты пассажиры должны, воспользовавшись той же Монреальской конвенцией и другими международными нормативными актами.

Куда обращаться, чтобы добиться получения компенсации

Если вы планируете возместить понесенные убытки (как моральные, так и материальные) в первую очередь, надо грамотно составить претензию к авиаперевозчику, воспользовавшись нашими рекомендациями. Рассматривать претензию на российских линиях будут по российским законам, а на международных авиалиниях – согласно нормам международного права, соответственно. Претензия передается представителям авиакомпании, допустившей нарушение – в аэропорту отбытия или прибытия, а если офиса лоукостера в аэровокзале нет, претензия отправляется заказным письмом.

Стоит помнить, что в России претендовать на компенсационные выплаты можно только в случае, если претензия была направлена не позднее, чем через полгода. По Монреальской конвенции максимальное время задержки перед подачей претензии составляет 24 месяца.

Составляем документ в произвольной форме, главное, чтобы был точно указан перечень нарушений, допущенных перевозчиком, и список требований заявителя, причем не забудьте сохранить копии документов – они могут понадобиться, если разбирательство будет продолжено в суде. В их числе стоит отметить наличие:

  • копию авиабилета с отметкой о задержке или отмене.
  • чеки, как подтверждение финансовых трат во время вынужденного ожидания.
  • документы, подтверждающие другие понесенные затраты (турбилеты на экскурсию, концерт, другие связанные рейсы и прочее).

Согласно правилам, установленным на российских авиалиниях, авиакомпания должна отреагировать на претензию не позднее, чем через 30 дней после ее получения. Чаще всего, боясь общественного резонанса, лоукостер перечисляет средства на счет пассажира, на что ему по закону отведен срок от двух до шести месяцев. Если ответ в установленный срок не последовал, или сумма компенсационных выплат не удовлетворяет пассажира, он вправе обратиться в суд, предоставив копии документов из перечня выше. Для получения компенсации вы должны обосновать юридически свои права и указать реальную сумму компенсационной выплаты, не завышая ее. Вопрос о сумме компенсации в дальнейшем будут решать служители Фемиды, воспользовавшись всеми предоставленными фактами и изучив документы.

Нужна помощь? Свяжитесь с юристом!
Связаться с автором статьи
Дмитрий Томко Юрист компании Amulex Автор статьи опыт 18 лет

Руководитель Практики жилищных и социальных правоотношений. Окончил Московскую академию государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2008 году окончил Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. Является автором многочисленных статей правовой тематики в федеральных изданиях “Российская Газета”, “Коммерсантъ”, РБК

об эксперте ⟶
Блог
Подписаться
Уведомить о
guest
Тут пока нет комментариев, будьте первым
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Нужна консультация юриста?
Информация, представленная на странице, не является юридической консультацией или правовым заключением и не может быть применима в иной конкретной ситуации. Для получения профессиональной юридической поддержки рекомендуется обратиться к нам. Статья основана на анализе действующих нормативных актов на момент публикации и актуальна только на дату публикации.