Обращаясь за помощью к медицинским работникам пациент не ожидает плохого исхода. На практике – каждая четвертая медицинская услуга оказывается недобросовестной.
По закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I каждый житель страны вправе оспорить свои права, если они были нарушены. Неважно в государственное или частное учреждение обращался человек, закон для всех один.
Права потенциального больного
Отправляясь в государственную или частную поликлинику, пациент заведомо рассчитывает на помощь. Помимо этого каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированное обслуживание и сохранение прав. Если права нарушаются, можно обращаться в соответствующий орган с жалобой. В перечень прав входят следующие обстоятельства:
- вежливое медобслуживание со стороны персонала учреждения;
- качественные условия обследования или пребывания на территории медицинской организации;
- квалифицированная консультация у специалиста независимо от ситуации;
- сохранение факта обращения, данных и информации о заболеваниях в тайне;
- возможность самостоятельного выбора врача, независимо от регистрации;
- своевременное получение информации по факту обращения;
- оказание первой помощи в экстренных ситуациях на безвозмездной основе;
- качественное получение услуг по полису страхования;
- возможность отказаться от предлагаемой помощи или услуг;
- возможность пожаловаться на неправомерные действия сотрудников.
Медики заблаговременно берут на себя обязанность в полной мере оказывать качественные услуги по определенным правилам и законам. Врачи несут не только моральную, но и уголовную ответственность за совершенные деяния.
За что могут наказать медицинского работника
Не все граждане знают, когда и в какой мере нарушаются их права. Конечно, медицинский сотрудник самостоятельно не будет информировать пациента о его возможностях, поэтому человек самостоятельно должен изучить правовую базу:
- Причинение вреда различной степени тяжести по неосторожности предусматривает наказание по закону ст.118 УК. РФ.
- Несоблюдение санитарных требований и норм, повлекших моральный, физический и материальный вред ст. 236 УК. РФ.
- Халатное отношение сотрудников медицины к ситуации и пациенту ст. 293 УК. РФ.
- Утаивание специалистов жизненно важной информации, повлекшей частичную или полную потерю здоровья ст.237 УК. РФ.
- Заражение клиента ВИЧ-инфекцией по причине ненадлежащего оказания услуг ст. 122 УК. РФ.
- Причинение смерти по независящим от врача причинам (по неосторожности) ст. 109 УК. РФ.
При возникновении конфликта каждая из сторон обязана попробовать решить все в досудебном порядке. Для аргументирования пациент может руководствоваться вышеперечисленными правами и статьями в уголовном кодексе.
Перечень жалоб
Не все граждане имеют правильное осознание проблемы и в итоге получают отказ после жалобы. Чтобы быть уверенными, что права действительно были нарушены нужно изучить перечень нарушений, по которым можно обратиться в соответствующие инстанции:
- если медицинский сотрудник распространил информацию о физическом или душевном состоянии пациента, нарушив врачебную тайну;
- в случае, когда врач может, но не хочет оказывать помощь, пациенту ссылаясь на различные законы, отсутствие времени или другие обстоятельства.
- специалист оказал услугу не полностью, видя, что у пациента есть проявления ухудшения состояния или есть видимые изменения в здоровье;
- установление заведомо неверного диагноза, приведшего к потере здоровья, времени, средств;
- ошибка, при лечении заключающаяся в неправильно выписанных препаратах или схеме лечения;
- халатное отношение, отсутствие внимательности при консультации и назначениях;
- отказ в приеме при зависящих от специалиста причин. Доктор находится на рабочем месте, но не желает тратить свое время на прием.
- навязывание платных или бесплатных услуг. Специалисты часто назначают обследование и сдачу анализов, чтобы заработать. Существуют также и бесполезные услуги на бесплатной основе, когда перед сотрудником медицины ставят задачу по выполнению плана.
Куда жаловаться?
Столкнувшись с несправедливостью, пациент в первую очередь должен предупредить специалиста о своих намерениях. Если врач отказался решить все мирным путем нужно обращаться к заведующему отделением, если это больница или заведующему поликлиники. У главврача есть время приема, а также контактны, по которым с ним можно связаться. Обычно, лни располагаются в учреждении на видном месте. Также можно предварительно позвонить на горячую линию органов уполномоченных решать подобные вопросы. В случае, когда главврач не смог решить проблему они могут не решить. Вы можете обратиться в:
- Службу защиты потребителей (Роспотребнадзор);
- Министерство здравоохранения РФ;
- Медицинскую страховую компанию;
- Прокуратуру по месту жительства;
- Районный суд;
- МВД России.
Как подать жалобу
При составлении документа нужно придерживаться общих юридических правил. Единого образца нет, поэтому нужно описать ситуации и подать ее в простой форме. В заявлении-жалобе должны содержаться следующие данные:
- На листе любого формата в верхнем правом углу нужно указать адрес органа, куда пациент обращается. Здесь же нужно указать свои Ф.И.О., адрес проживания и контактные данные.
- Ниже в центре листа нужно обозначить документ: заявление или жалоба.
- Далее нужно описать суть жалобы: когда произошли обстоятельства, кто нарушил права, по каким причинам. Также нужно выразить свою точку зрения по поводу случившегося и обязательно указать, что специалист не захотел урегулировать конфликт.
- Предпоследним этапом будет предъявление требований. В них нужно указать какие санкции потерпевший требует по итогам обращения.
- В конце нужно указать дату составления документа и подкрепить ее подписью.
Обращение по простой схеме можно подать в любой из вышеперечисленных органов кроме полиции и суда.
Суд это последняя инстанция. Жаловаться в суд можно через канцелярию и подать жалобу по представленному образцу. Также можно отправить заявление о нарушениях используя электронный адрес суда. Одним из самых лучших способов является отправка жалобы через почту заказным письмом с описанием вложений.
Рассмотрение жалобы может варьироваться от 5 до 30 дней в зависимости от органа, куда обращается потерпевший.