Документ в электронном виде — это лишь способ его подачи в нужную инстанцию. Такие необходимые действия, как грамотное оформление и соблюдение установленных сроков подачи иска должны соблюдаться независимо от способа обращения в суд.
В данной статье мы рассмотрим преимущества онлайн-документов и некоторые нюансы, о которых важно помнить при их составлении.
Нормативное регулирование процесса
Процесс подачи иска в суд через интернет регулируется следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»;
- Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. (порядок подачи электронных документов в Верховный Суд РФ);
- Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»;
- Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»;
- УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ (в зависимости от нюансов разбирательства по делу).
Подача иска онлайн: в чём преимущества?
- Быстрота и удобство. Вам не нужно никуда ехать. Отправка документов и их приём происходят в считанные секунды. Это существенно снижает риск не уложиться в нужные сроки.
- Историю ведения дела можно отслеживать с телефона или компьютера в режиме реального времени, что позволяет быстро реагировать на изменение хода событий.
- Все документы хранятся в системе. Полностью исключён риск их утраты.
- Не нужно расходовать денежные средства на стандартную пересылку по почте.
- Сервисы по приёму документов работают круглосуточно, а значит вы можете отправить их в любое время и в любой день недели.
Обязательные требования к электронным документам
Для того чтобы ваше исковое заявление рассмотрели как можно скорее, необходимо соблюдать некоторые правила его оформления. А именно:
- документ должен быть в одном из разрешённых форматов: .PDF, .DOC, .DOCX, .XLS, .XLSX, .RTF, .ODT;
- если в числе приложений присутствуют отсканированные копии заявлений, либо фотографии или любые другие графические файлы, необходимо направить их в одном из из следующих форматов: .PDF, .JPEG (.JPG), .PNG, .TIFF;
- размер каждого файла не должен быть больше 30 Мб;
- название файла должно соответствовать наименованию самого документа. Кроме того, в названии указывается количество листов;
- нельзя применять средства защиты от печати или копирования.
Обратите внимание!
Для отсканированных файлов актуален перечень дополнительных требований. А именно:
- масштаб — 1:1;
- один документ предусматривает один файл;
- ч/б или серая цветовая гамма. Оригинальная цветопередача допускается только в том случае, если это имеет какое-либо значение для рассмотрения дела;
- документ должен легко читаться. Кроме того, важна точная передача всех имеющихся реквизитов, штампов, печатей и подписей.
Способы обращения в суд через интернет
Самый распространённый метод — подача искового заявления при помощи функционала специальных систем, о которых мы поговорим далее. В данном случае вы создаёте документ в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной ЭП.
Обращение можно подготовить и вне системы. Для этого создаётся электронный образ подписанного документа — его отсканированная копия, которую нужно заверить усиленной квалифицированной ЭП, либо простой электронной подписью.
Какие системы используются для передачи электронных документов в суд?
Если вы решили воспользоваться функционалом системы для подачи исковых заявлений, обратите внимание на то, в какой именно суд намерены обратиться:
- в случае с арбитражным судом необходимо использовать систему “Мой арбитр”;
- если же речь о мировом суде, либо суде общей юрисдикции, воспользуйтесь ГАС “Правосудие”.
Использование систем для онлайн-обращений в суд
Особенности системы “Мой арбитр”
- Большой функционал сайта. Перечень доступных разделов находится на главной странице.
- Авторизация через портал Госуслуги. Автоматическое создание личного кабинета пользователя и перенос данных из ЕСИА. Доступно их изменение и дополнение.
- Интуитивно понятный интерфейс сайта. Удобные подсказки, позволяющие быстро сформировать обращение в суд.
- Можно сохранить документ в черновиках, если потребуется вернуться к нему позже.
- В личном кабинете пользователя доступно отслеживание процесса отправки и приёма документов.
Особенности системы ГАС “Правосудие”
- Специальный сервис для отправки документов, в который можно перейти сразу, не тратя время на его поиск по категориям услуг.
- Быстрый и удобный вход в сервис через учётную запись в ЕСИА, а также с использованием электронной подписи.
- В разделе “История обращений” можно отслеживать движение отправленных документов.
- В отличие от системы “Мой арбитр”, для работы с ГАС “Правосудие” вам необходимо заранее подготовить нужные файлы и самостоятельно проверить их на соответствие техническим требованиям, о которых мы говорили выше. Данная система не предполагает возможности сформировать документы пошагово.
Выводы
Подача судебного иска через интернет — это наиболее быстрый и лёгкий способ, исключающий риск утраты документов и дополнительные расходы на пересылку по почте. Тем не менее стоит заранее учесть важные нюансы грамотного формирования файлов, чтобы суд смог своевременно принять и принять к рассмотрению ваше заявление.