Крупные финансовые организации, такие как банк, не всегда честно проводят свою политику и нарушают права граждан. В судебной практике чаще встречаются иски от банков к заемщикам, нежели клиентов. Подобная практика обусловлена страхом граждан перед банками, а также отсутствием квалифицированных знаний. Закон Российской Федерации предусмотрел права обеих сторон, поэтому с иском в суд может обратиться любой гражданин, чьи права были нарушены.
Когда нужно обращаться в суд?
Споры между банками и их потенциальными клиентами часто сходятся к сфере кредитования. Финансовые организации очень часто нерационально подходят к выдаче средств заемщикам, а также нарушают их права. Заемщик при составлении договора редко тщательно изучает его, доверяя банку, что приводит к последствиям и судебным разбирательствам. Если от клиента хотят скрыть дополнительную информацию, которая положительно отразится на финансовом положении банка. Её скрывают под видом приписок мелким шрифтом.
Но нарушения прав клиентов происходят повсеместно не только в сфере кредитования. Есть еще масса ситуаций, когда просто необходимо подавать иск в суд:
- Хищение средств со счета – деньги могут пропадать незаметно в нескольких случаях: мошенничество, кража сотрудников банка, задолженности, ошибка в системе. Заметили полное или частичное отсутствие средств на своей карте, нужно сразу начинать разбирательство. Для разрешения ситуации нужно проверить наличие задолженностей по кредитам, ЖКХ, штрафам, налогам. Сделать это проще всего через банк. Нужно запросить выписку справку для подтверждения вывода средств на другой счет.
- Незаконный отказ в предоставлении ипотечных каникул – ситуация когда клиент попадает в трудную жизненную ситуацию ему по закону 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ можно взять кредитные каникулы. Если при обращении в банк отказывается предоставлять подобную услугу нужно требовать письменное подтверждение. В противном случае доказать что клиент обращался с просьбой в банк не доказать в суде.
- Навязывание платных услуг – оформляя договор на кредит, клиенту дают подписать готовые документы, где уже проставлен пункт подтверждения согласия на страховку. Это прямое нарушение прав, которое можно оспорить в суде. Существует целая мошенническая схема с включением страховки в основную сумму под проценты.
- Отказ в возврате страховки или других дополнительных услуг при досрочном погашении – страховка и дополнительные услуги распространяются на весь период выплаты заемных средств. Если клиент погасил всю задолженность раньше указанных сроков и не воспользовался страховкой он вправе вернуть деньги за неё, если не истек исковой срок.
- Подключение овердрафта без договора – такая ситуация может произойти с дебетовой картой при списании задолженностей. В этом случае при обращении взыскателя в банк, финансовый орган, не уведомив клиента, подключает банковский овердрафт. Это незаконный манёвр можно обжаловать, подав иск в суд.
- Отказ в выдаче средств после закрытия вклада – закон п. 2 статьи 837 ГК РФ предусматривает выдачу вложенных средств в день обращения, независимо от ситуации. Если клиент хочет забрать деньги, а ему отказывают по разным причинам нужно взять письменный отказ. После можно будет взыскать с банка не только нужную сумму, но и моральный ущерб.
- Штрафы – клиент внес средства по задолженности в последний день, но они пришли через несколько дней. Банк не вправе накладывать штраф. Это предусмотрено в ст.37 ВС 2016 года. В случае, когда по незнанию заемщик все же оплатил штраф, он может вернуть средства через суд.
- Повышение процентной ставки – незаконное решение финансовой организации, в случае если между участниками нет договора. Ст. 5 353-ФЗ запрещает банкам или другим финансовым организациям увеличивать процентную ставку. По закону клиенту могут снизить процент по кредиту (займу), штрафам или неустойке.
- Звонки на телефон – составляя договор в банке, клиент обязательно должен обратить внимание на пункт об уведомлениях и звонках. Если в договоре не было предусмотрено беспокойство телефонными звонками и рекламными рассылками права клиента нарушаются.
Мировое урегулирование споров
Подавать исковое требование к банку можно в любое время, но специалисты рекомендуют не спешить с судом. Большинство проблем можно решить в досудебном порядке. Если клиент действительно уверен, что его права нарушены должна подаваться претензия напрямую в банк. Можно отправить по почте заказным письмом с вложением и описью. В претензии нужно указать проблему и доказательства, если таковые имеются. Ответ из финансовой организации должен прийти в течение 10 дней. Если этого не последовало или оформлен отказ, нужно действовать.
Исковой порядок предполагает определенные правила. Вместе с иском в суд можно параллельно подать жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор. Такие активные действия позволят быстрее решить проблему. Банки, которые следят за своей репутацией, видя, что клиент так активно отстаивает свою позицию, стараются урегулировать спор без привлечения суда.
Как подать заявление в суд?
Подавать иск в суд можно по месту жительства, что предусматривает закон о защите прав потребителя. В зависимости от суммы выбирается судебная организация. Иски до 50 тысяч рассматривается в мировом суде. Подать заявление можно самостоятельно без привлечения специалистов несколькими способами:
- лично – нужно обратиться в канцелярию, где предоставят образец и зарегистрируют заявление;
- почтой – подача заказным письмом с вложением и описанием содержимого. Можно воспользоваться услугой уведомления чтобы точно знать, что письмо дошло до адресата;
- онлайн – подать в суд можно через официальный сайт суда или на портал ГАС Правосудие.
Если клиент является ИП, ему потребуется обращаться в арбитражный суд. Столкнувшись с экономическими спорами лучше воспользоваться удобной системой «Мой Арбитр».