Как организовать и провести митинг в России

По действующему законодательству проведение митинга — мероприятие, в котором участвует большое число граждан, желающих выразить общественное мнение касательно актуальных проблем в социальной, экономической, политической и иных сферах. Ниже рассмотрим правовые особенности организации митинга в России, разберем возможные трудности и позицию закона.

Роль организатора

Организатором вправе выступить один субъект или группа граждан РФ в возрасте от 16 лет. Такую роль может взять на себя общественная, религиозная или политическая структура. Организация такого мероприятия органами государственной власти запрещена (на любом уровне). Запрет также касается людей, находящихся за решеткой или лиц с непогашенной судимостью.Организацией митинга нельзя заниматься субъектам, которые ранее два и более раз отвечали по КоАП за экстремизм, хулиганство и другие преступные деяния. Ограничение на проведение публичного мероприятия касается и партий, находящихся под запретом. По отношению к гражданам других стран ситуация двоякая. Они праве оформить заявку, но с большой вероятностью получат отказ. В таком случае единственный путь — обращение в суд. Главное не затягивать с подачей иска, чтобы успеть получить решение до начала планируемого события.

Организация митинга

В ст. 4 ФЗ №54 указано, что при планировании публичного события организатор информирует потенциальных участников о предстоящих задачах. Параллельно подается заявка о проведении мероприятия в ответственную структуру власти в РФ или муниципалитет. Также проводится агитация потенциальных участников, изготовление листовок и другой необходимой атрибутики. Во время организационных процедур разрешено совершать иные действия, которые не идут в разрез с требованиями законодательства.Процесс реализации митинга:

  • подача заявки в уполномоченный орган
  • принятие мер по соблюдению заявленных условий
  • контроль других участников митинга в вопросе соблюдения законодательства
  • обеспечение общественного порядка
  • приостановка мероприятия в случае нарушения участниками закона
  • защита зеленых насаждений, имущества города или других субъектов и т. д.

При получении запрета организатор обязан проинформировать потенциальных участников о ситуации с проведением митинга. Организовывать его без официального разрешения нельзя.

Место и особенности проведения

Существует два варианта проведения митингов — в гайд-парке или другом месте. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Гайд-парк

Наиболее простой путь — проведение митинга в гайд-парке, где можно обойтись без согласования с местными органами власти. Но нужно учесть лимит по числу митингующих. Так, в СПб допускается участие до 200 лиц, а в остальных регионах ограничение может быть более жестким (до 100 человек). Если планируется посещение мероприятия большим числом лиц, заявку лучше согласовать.Гайд-парки — специальные места, которые согласовываются местными госорганами. К примеру, в СПб это небольшие территории в Удельном, Южно-Приморском, Полюстровском и других парках. На указанных площадках допускается проведение митинга с числом участников до 200. Раньше в указанный выше перечень входило Марсово поле, но с недавнего времени эта платформа была убрана из списка. Официальная версия — просьба общественности, но в реальности на этом настояли местные власти.Для проведения митинга в гайд-парке необходимо оповестить местный госорган за 4-15 дней. Заявка подается в 2-х экземплярах. Первый вариант передается в уполномоченный орган, а второй сохраняется у заявителя. На своем образце должна стоять отметка о получении уведомления. В заявлении на проведение митинга указывается:

  • официальный организатор
  • форма проведения
  • день митинга
  • дата передачи заявления
  • время начала и окончания
  • мероприятия по организации порядка и медицинской помощи (при необходимости)
  • тонкости применения технической аппаратуры
  • намерение использования транспорта и т. д.

Во время проведения митинга важно:

  • следить за соблюдением требований безопасности
  • беречь зеленые насаждения, следить за соблюдением чистоты
  • заботиться о санитарных и пожарных нормах
  • контролировать участников собрания на факт соблюдения закона
  • держать под контролем количество лиц (оно не должно превышать лимит).

При подаче заявки нужно быть готовым к отказу. Это возможно, если организатор не достиг 16-летнего возраста или кто-то передал заявку ранее. Если два и более субъекта подали уведомление на проведение митинга, а их время пересекается, преимущество отдается первому заявителю. В случае запрета ответственные структуры должны информировать не менее, чем через 72 часа с момента передачи заявки. При отсутствии ответа от чиновников можно проводить мероприятие. Право появилось после решения Конституционного суда.

Остальные места

При организации публичного мероприятия вне гайд-парка ситуация меняется. В таком случае нужно разобраться с местом подачи заявки и структурой для согласования. Для каждого региона имеется свой орган, а алгоритм действий зависит от числа участников. К примеру, в СПб заявка подается в администрацию или специальный Комитет, занимающийся вопросами правопорядка и законности. Последний вариант актуален, если число участников превышает 500 лиц, а само мероприятие планируется в 2-х и большем числе районов населенного пункта.Проведение запрещено около:

  • опасных производств
  • колоний, судебных органов, следственных изоляторов
  • путепроводов, ж/д магистралей
  • администрации президента
  • пограничной зоны (органов)
  • религиозных объектов и т. д.

В некоторых городах запрет распространяется на дополнительные объекты. К примеру, в СПб нельзя проводить мероприятие возле Исаакиевского собора, на Невском проспекте, ближе чем 50 м от больниц, школ, ВУЗов и т. д.После определения с датой необходимо за 10-15 дней подать уведомление о намерении провести общественное мероприятия. В нем указывается:

  • цель и форма
  • информация по дате и времени проведения
  • число лиц
  • место и маршрут
  • намерение использовать транспорт
  • организационные вопросы по контролю безопасности и медицинской помощи
  • намерение использовать технику
  • ФИО организатора и помощников
  • день передачи уведомления.

Вместе с заявкой передается почасовой план с указанием этапов и лиц, которые отвечают за безопасность.Факт получения заявления подтверждается путем указания дня и времени поступления в уполномоченный орган. Далее у чиновников имеется 72 часа на обработку информации и выдачу ответа. Государственные структуры вправе отказать или предложить другое место с обоснованием решения. Перенос возможен, если на запрашиваемом месте уже планируется проведение какого-то события или нет возможности защитить участников.Организатор изучает ответ и оформляет отписку — соглашается он с переносом или нет. Информация передается не позже, чем за трое суток до начала события. Если предложение не устраивает, можно подать иск в судебный орган и попросить ускоренного рассмотрения дела. Если в течение 3-х суток ответа от властей не последовало, мероприятие разрешено проводить.

Приостановление митинга

До начала мероприятия органы власти должны информировать организатора о максимальном количестве участников, а также назначить представителя. Кроме того, во время события должен быть полицейский. В его полномочия входит:

  • проверка субъектов и устранение нарушителей
  • требование от организатора прекращения события в случае нарушения норм закона или выполнение этой работы самостоятельно
  • удаление с территории субъектов, которые нарушают требования.

Кроме того, полицейский обязан помогать в проведении мероприятия в пределах своих полномочий, а также обеспечивать порядок от начала до завершения события.В зависимости от количества участников может привлекаться большее число представителей полиции. Так, если в митинге участвует свыше 500 лиц, уполномоченные органы отправляют автобус или другую технику с работниками таких структур и ОМОНом.При нарушении законодательства в период проведения митинга последний может быть прекращен или временно остановлен. Полицейский, который заметил отклонение от требований законодательства, обращается к ответственному лицу с требованием исправить ситуацию. В случае игнорирования требования или невозможности его выполнения формируется уведомление об остановке митинга. Если в указанный срок люди не расходятся, их могут задержать или отдать под суд за нарушение правопорядка при организации таких событий.Таким образом, к основаниям прекращения рассматриваемого мероприятия относится:

  • опасность нанесения вреда здоровью и жизни лиц
  • нарушение участниками митинга законодательства РФ
  • невыполнение организатором возложенных на него обязанностей.

Во всех упомянутых случаях запускается процесс приостановки или прекращения мероприятия. Несмотря на такую возможность, «сворачивание» митингов — редкое явления. Если местные органы власти дали разрешение, никто препятствовать не будет. Но здесь многое зависит от умения проконтролировать законность события.

Позиция Конституционного суда РФ

На недавнем заседании Конституционного суда рассматривался вопрос запрета местными органами в проведении митинга по причине невозможности обеспечения безопасности участников. В решении указано, что вопросы обеспечения порядка и безопасности лежат на уполномоченных органах, которые согласовывают заявку. После подачи уведомления у них достаточно времени, чтобы организовать защиту порядка и обеспечить безопасность.

Итоги

Организация митинга — трудоемкий процесс, требующий ответственного подхода к выбору места и временных рамок, составлению заявки и последующей организации. На организатора накладывается вся степень ответственности, связанная с безопасностью процесса, соблюдением условий заявки, а также требований закона. В случае отказа можно обращаться в суд. Если уполномоченный орган игнорирует уведомление и не дает ответ в течение 72 часов, можно смело проводить митинг.

Консультация по вопросам проведения митинга

Возникли вопросы по поводу порядка и законности проведения митинга? Заполните форму ниже и наш дежурный юрист ответит на все Ваши вопросы!

Нужна помощь? Свяжитесь с юристом!
Связаться с автором статьи
Дмитрий Томко Юрист компании Amulex Автор статьи опыт 18 лет

Руководитель Практики жилищных и социальных правоотношений. Окончил Московскую академию государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2008 году окончил Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. Является автором многочисленных статей правовой тематики в федеральных изданиях “Российская Газета”, “Коммерсантъ”, РБК

об эксперте ⟶
Блог
Подписаться
Уведомить о
guest
Тут пока нет комментариев, будьте первым
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Нужна консультация юриста?
Информация, представленная на странице, не является юридической консультацией или правовым заключением и не может быть применима в иной конкретной ситуации. Для получения профессиональной юридической поддержки рекомендуется обратиться к нам. Статья основана на анализе действующих нормативных актов на момент публикации и актуальна только на дату публикации.