При организации бизнес-деятельности ИП и юрлица должны помнить, что проверки магазина являются обычным делом. Такая функция возлагается на Роспотребнадзор, МЧС, полицию, Роскомнадзор и ряд других органов. Особенности контроля установлены на законодательному уровне, поэтому предприниматель должен быть готов к гостям и знать, как вести себя в таких ситуациях. Ниже рассмотрим правовые особенности и последствия таких выездов для представителей бизнеса в России.
Сведения о визите проверяющих органов в магазине можно получить на онлайн-сайте Генпрокуратуры. Необходимо перейти в раздел проверок малого бизнеса и указать данные торговой точки (название, ОГРН, код плательщика). Альтернативный вариант — проверка сведений по наименованию контролирующей структуры.
Во избежание проблем важно проверить деятельность на факт соблюдение законодательства. Отдельное внимание уделите документам на соответствие требованиям законов РФ.
Возможны ситуации, когда проверка назначается по ошибке.
В таком случае хозяин торговой точки оформляет заявление и передает его в уполномоченный орган. Документ оформляется с учетом требований ПП РФ №1268 от 26 ноября 2015 года.
Вместе с заявлением передается дополнительный пакет бумаг:
Уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение об отмене проверки (если она назначена ошибочно).
На рассмотрение выделяется до 10 суток с момента передачи всех бумаг.
Если работа уже ведется, она приостанавливается на период изучения обращения предпринимателя.
Если проверка проходит по плану, а контролирующие органы уже находятся в магазине, запросите документы, подтверждающие личность и актуальность мероприятия. Для надежности стоит зафиксировать работу уполномоченных органов на фото, видео или звуковую аппаратуру. Такие действия помогут отстоять права в случае выявления нарушений со стороны уполномоченного органа. Параллельно нужно письменно зафиксировать все действия проверяющей структуры.
Если во время проверки требуется передача бумаг, последние отдаются только с оформлением описи. В ней прописывается:
Оформление такого перечня помогает доказать факт наличия документации (в случае ее утери).
Если уполномоченный орган требует оригинал, необходимо снять копию и попросить инспектора удостоверить бумагу. Передача документации, содержащей государственную тайну, происходит только по решению судебного органа.
Перед подписанием протокола важно изучить его содержание и убедиться, что информация отражена без ошибок. При выявлении несоответствий можно сделать соответствующую приписку о намерении подать претензию в вышестоящие органы. При подаче жалобы к ней прикладываются бумаги, подтверждающие факт нарушений при проверке магазина.
Если о посещении инспектора известно заранее, лучше связаться с юристом. Он поможет защититься от своеволия проверяющих, избежать передачи «лишних» бумаг и затягивания проверки. Кроме того, присутствие юриста придает уверенности предпринимателю в процессе общения.
Проверки условно делятся на две категории — плановая и внеплановая. Обе они бывают выездными и документальными. Рассмотрим их особенности:
Упомянутые проверки также делятся на две категории:
Вне зависимости от типа контроля работник магазина должен быть готов к приезду уполномоченных органов.
Как отмечалось в начале статьи, проверка магазина доступна многим органам. Рассмотрим особенности для каждого из вариантов.
Во время выезда на объект представители этого органа проверяют все нюансы деятельности магазина. Внимание уделяется следующим моментам:
В зависимости от вида деятельности магазина может проверяться качество товара, наличие медицинской книжки, выполнение работниками правил торгов. Изучается документация на предлагаемую продукцию. После проверки оформляется акт (2 экз.). В документе прописываются выявленные отклонения от требований законодательства. Также указываются следующие данные:
Чаще всего владелец магазина наказывается за отклонение от санитарных и технических норм, неправильное хранение продуктов питания, ошибки при составлении ценников или во время маркировки товара. За все нарушения предусмотрены штрафные санкции, которые отличаются в зависимости от вида нарушения и типа объекта (ИП, юрлицо). К примеру, за отклонение от требований санитарно-гигиенических норм ИП ждет штраф 500-1000 рублей, а юридическое лицо — 10-20 тысяч рулей или прекращение деятельности на период до 30 месяцев. Размер штрафа за некоторые нарушения может достигать 0,5 миллиона рублей.
Еще одним проверяющим органом, который часто наведывается в магазин, является налоговая инспекция. Он проводит два типа проверки:
Работники ФНС вправе организовать внеплановую проверку при выявлении следующих замечаний:
Во время проверок владелец магазина должен передать работнику ФНС необходимые документы. В свою очередь, инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и решение о проведении работ. Если руководитель магазина препятствует работе проверяющего, оформляется акт с описанием подобной ситуации.
Чтобы избежать трудностей, следуйте простым советам:
В процессе проверки важно быть спокойным и рассматривать взаимодействие с проверяющим, как общение с партнером по бизнесу. Обеспечьте комфорт проверяющему, фиксируйте его действия и передавайте бумаги с учетом описи. За нарушение требований ФНС владельца магазина ждет штраф. К примеру, за отклонение от правил передачи отчета стягивается штраф 200 рублей за каждую декларацию. Игнорирование передачи каких-либо бумаг влечет за собой финансовое наказание размером 50-200 тысяч рублей. При отклонении от правил учета с человека стягивается 10 т. р. и т. д.
При появлении в магазине пожарных нужно быть готовым к проверке. Задача инспекторов в том, чтобы убедиться в безопасности объекта для окружающих людей и работников заведения. Специалист изучает все нюансы, касающиеся его деятельности — соблюдение требование ПБ, наличие выходов для эвакуации, отсутствие преград для перемещения через них, план эвакуации и т. д.
Для успешного прохождения проверки хозяину магазина нужно подготовить пакет бумаг, в который входит:
Также потребуется проект сигнализации, журнал с записями об инструктаже и соглашение с обслуживающей фирмой.
По завершении работ оформляется акт, где фиксируются сведения о проверяющем, итоги проверки, нарушения, объяснения ответственных лиц и пометка об ознакомлении. Также прикрепляются протоколы. Ответственность владельца магазина зависит от степени нарушения и может составлять от 3 до 200 тысяч рублей. При незначительных отклонениях инспектор выносит предупреждение.
Кроме упомянутых выше органов, к проверке магазина может привлекаться ряд других структур. Выделим основные:
Также в магазин могут заглянуть представители местных органов власти (ФЗ №131).
Владельцам магазинов приходится терпеть много проверок, но при соблюдении законодательства и правильном ведении документации их не стоит бояться. Чтобы избежать трудностей в будущем, можно взять на работу юриста или пользоваться услугами сторонних компаний.
Категория годности к службе В означает, что призывник ограниченно годен к военной службе и зачислен…
Берут ли в армию с плохим слухом? Плохой слух в медицине называется тугоухостью. В зависимости…
Сотрясение головного мозга — берут ли в армию? Сотрясение мозга — это травма, возникающая вследствие…
Возьмут ли армию, если у вас псориаз? Псориаз — это неинфекционное хроническое аутоиммунное заболевание, поражающее,…
Как получить справку о месте жительства Справка о месте жительства является важным документом, подтверждающим факт…
Выписка из амбулаторной карты может понадобиться в разных ситуациях: для получения льгот, страховки, при смене…