Современные жилые и офисные здания – сложные технические сооружения, включающие в себя инженерные системы для обеспечения комфортного проживания или пребывания. Эти объекты нуждаются в квалифицированном обслуживании, которым занимаются управляющие компании. Их деятельность регламентирована ст.161-162 ЖК РФ и другими нормативными документами. Установлены достаточно жесткие требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ. С 1 марта 2019 года начинали действовать корректировки и дополнения в ЖК РФ, касающиеся организации работы аварийно-диспетчерских служб. Обязанности управляющей компании строго регламентированы. Поправки своевременны, ведь именно в этой сфере УК чаще всего нарушают права граждан.
Основные обязанности управляющих компаний многоквартирного дома (МКД) можно разделить на две категории:
К первой категории относятся:
Жильцам важно понимать, какие именно инженерные сооружения, находящиеся не в местах общего пользования, а в квартирах, входят в сферу ответственности УК и ремонтируются бесплатно:
Все остальное в своей квартире, включая смесители, краны, ванны, унитазы, души, батареи, трубы от точек соединения, электропроводку, розетки и пр., владелец должен ремонтировать за свой счет. Жильцы, пользующиеся помещением по договору социального найма, могут обратиться с заявлением о проведении необходимых работ в муниципалитет.К организационным обязанностям УК можно отнести:
Оплата всех вышеперечисленных услуг обеих категорий включена в платежку, требовать с жильцов дополнительные средства незаконно.
По договору между управлением МКД и УК, заключение которого предусмотрено ст.162 ЖК РФ, можно ввести любые платные услуги: охрана, домофон, видеокамеры наружного и внутреннего наблюдения и пр. Должны быть учтены обоюдные интересы сторон: потребность жильцов в услуге и возможности УК по ее предоставлению.
Владельцы нежилых зданий, сдающие в аренду офисы, торговые точки, предприятия общественного питания заключают договоры с УК, определяющие объем оказываемых услуг. Их перечень может ограничиваться только обеспечением бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения или включать в себя множество дополнительных опций. Например, управляющей компании могут поручить уборку помещений и прилегающей территории, организацию охраны и наблюдения.В некоторых случаях УК занимаются отношениями между владельцем и арендаторами в сфере оплаты за площади и услуги ЖКХ. Расчет по договорам может производиться в виде фиксированного ежемесячного вознаграждения УК или в процентах от арендных платежей. Вторая форма применяется в том случае, если управляющая компания наделяется большими полномочиями, занимается рекламой, поиском арендаторов и другими вопросами.
В ЖК РФ в июле 2014 года введен раздел X, предусматривающий порядок лицензирования деятельности по управлению МКД. После 1 мая 2015 года все УК, заключающие договор с управлением многоквартирного дома на оказание услуг ЖКХ, должны иметь лицензию. Для ее получения юрлицам и ИП нужно соответствовать следующим критериям:
В кодексе предусмотрено, что другие законы могут устанавливать дополнительные условия. В ПП РФ от 28.10.2014 года № 1110 о лицензировании УК утверждается, что получить лицензию может организация, которая в состоянии исполнить договор на обслуживание в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Это означает, что она должна располагать соответствующими ресурсами и материально-технической базой. В этом документе содержится перечень нарушений требований, на основании которых лицензия может быть отозвана.
За не оказанные или предоставленные с нарушениями услуги ЖКХ можно не платить или вернуть уже перечисленные средства. Для этого следует подать заявление, например, о несоответствии температуры воздуха в квартире установленным нормам, и потребовать перерасчет. Если из-за повреждения инженерных сетей, входящих в зону ответственности УК, пострадало имущество, направляется жалоба с требованием компенсации. Для оформления нарушения и составления акта надо потребовать выезда комиссии.Сроки рассмотрения заявления и ответа на вопрос установлены различными нормативными актами.
В ПП № 354 от 06.05.2011 года исполнителю услуг ЖКХ дается 3 рабочих дня на направление потребителю сообщения об удовлетворении требования или об отказе с объяснением причин.
Закон о защите прав потребителя 2300-1 в отношении всех недоброкачественных услуг устанавливает срок на ответ в 7 дней.
Коммунальной сферы это касается в полной мере, можно ссылаться на этот правовой документ.
В ПП 416 от 15.05.2013 года с поправками, вступающими в действие 01 марта 2019 года, регламентируется работа подразделений, занимающихся устранением аварий.
Обращаться в аварийно-диспетчерскую службу следует по телефону. На звонок заявителя положено отреагировать в течение 5 минут. Если установлена система передачи голосового сообщения, заявку нужно рассмотреть максимум через 10 минут по завершении связи.
При поступлении сигнала от жильцов следует выполнить:
Работы по прочистке мусоропровода разрешены с 8-00 до 23-00.
Заявителю в течение получаса с момента поступления заявки должно быть сообщено о причинах аварии и предполагаемых сроках устранения.
При повреждении общедомовых сетей аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом поставщикам ресурсов и организует ремонт самостоятельно или совместно с ними в зависимости от характера аварии.Ликвидация мелких повреждений и неисправностей производится в круглосуточном режиме по согласованию с собственниками или пользователями помещений. В таблице указаны сроки выполнения заявки на основании Постановления Госстроя РФ № 170.
Вид неисправности | Время, отведенное на устранение |
Крыша | |
Протечка | 1 сут. |
Поломка системы водоотведения | 5 сут. |
Стены | |
Отсутствие связи кирпичей со стенами | 1 сут. |
Нарушение плотности в дымоходах | 1 сут. |
Окна, двери | |
Сломаны рамы, разбиты стеклазимойлетом | 1 сут.3 сут. |
Повреждение входных дверей | 1 сут. |
Элементы отделки | |
Отслоение штукатурки потолочных перекрытий или верхних участков стен, создание угрозы падения | 5 сут. |
Нарушение связи наружной облицовки со стеной | немедленно |
Полы | |
Проникание воды через перекрытия | 1 сут. |
Печки | |
Нарушение целостности конструкции, возможность пожара или попадания угарного газа в жилое помещение | 1 сут. |
Сантехническое оборудование | |
Протечка кранов | 1 сут. |
Авария на трубопроводе | немедленно |
Повреждение мусоропровода | 1 сут. |
Электрическое оборудование | |
Нарушение целостности кабеля с отключением электроснабжения | 3 часа |
Неполадки в распределительном устройстве | 3 часа |
Выход из строя защитных автоматов | 3 часа |
Короткое замыкание, другие аварийные ситуации | немедленно |
Выход из строя духовки или одной конфорки электрической плиты | 3 сут. |
Неисправность всей электрической плиты | 3 часа |
Неисправность освещения в помещениях общего пользования | 7 сут. |
Поломка лифта | 1 сут. |
Аварийно-диспетчерская служба должна регистрировать заявки в прошитом журнале с пронумерованными страницами и обеспечивать хранение документов в своем помещении. Возможно сохранение поступивших обращений и записей звонков в электронной системе, если таковая имеется.
При регистрации заявки гражданину должен быть сообщен ее регистрационный номер.
Обратиться с жалобой в УК с 1 марта 2019 года стало легче. На основании поправок к ПП 416 в пешей доступности (не более 3 км) от МКД должны быть организованы представительства управляющих компаний. В них обязаны принять собственника жилья, предоставить оперативные ответы на его вопросы и оказать помощь.Если УК нарушила сроки выполнения заявок, не реагирует на сообщения о предоставлении некачественных услуг, игнорирует требования о перерасчете или возмещении ущерба, у пострадавших от ее действий есть возможность обратиться с заявлением в следующие инстанции:
В эти учреждения нужно подавать заявление, подкрепленное доказательствами. Если собственник жилья привлек для ремонта стороннюю организацию, следует приложить все платежные документы.
Считается, что суд – последняя инстанция, на которую рассчитывает потерпевший. Это не так. Иск можно подавать сразу, не обращаясь во все остальные перечисленные организации. Обычно юристы предлагают направить претензию в УК и решить вопрос в досудебном порядке, такие действия не являются обязательными, но могут привести к положительному результату с меньшими затратами времени и сил.
Заполните форму ниже и получите консультацию юриста по вопросам ЖКХ и управляющих компаний.
Заключение договора купли-продажи недвижимостиЗаключение договора купли-продажи недвижимости — это сложный процесс, требующий внимательности и знания…
Парковка на газоне: что нужно знать Парковка транспортных средств на зелёных насаждениях не только портит…
Могут ли коллекторы звонить родственникамЗаконодательство России защищает права граждан от чрезмерного влияния коллекторов. Согласно Федеральному…
Что такое «Умскул» Умскул – это платформа для онлайн-обучения, предоставляющая различные курсы по дисциплинам. Здесь…
Нефроптоз — это смещение или подвижность одной или двух почек вертикально вниз. Еще эту патологию…
С 1 января 2025 года в России вступают в силу изменения в системе штрафов для…