Сложно прогнозировать будущее, когда прежнее мироустройство претерпевает кардинальные изменения. В Европе сносят памятники Пушкину, запрещают русский язык и православие. Мир сотрясают конфликты, рушатся связи между народами, и в полный рост встает призрак ядерного кризиса. Четвертый год специальной военной операции наглядно доказывает, что враги у России не кончатся никогда. Словом, турбулентность, которой не видно конца. Возможно, когда-нибудь наше время назовут сложнейшим в истории человечества.
Быть оптимистом в таких реалиях трудно. Но этот шторм придется пройти уверенно, с четким пониманием курса. И мы просто обязаны выйти из него победителями.
Россия стала первой страной в мире, где теория мирового разделения труда дала сбой, сполна доказав свою ненадежность и даже опасность. Импортозамещение и технологический суверенитет — это не просто новая национальная идея, а образ нашего будущего. Понятно, что берег пока далеко и впереди немало проблем, которые непременно будут смаковать критики. Но курс проложен, и надо идти только вперед.
Уход от экспорта сырья и создание собственных товаров с высокой добавленной стоимостью — целевой образ экономики России будущего. Это не означает замыкания в рамках страны. Напротив, необходимо, чтобы наша продукция высокого передела вышла на мировой рынок и заняла свою нишу.
Недавно принятая стратегия «Ростеха» ставит еще более амбициозные цели на горизонте до 2036 года: мощное развитие продуктового ряда и экспансия на международные рынки как в оборонном, так и в гражданском сегменте. Мы верим, что эта цель достижима. Необходимые для этого заделы создаются здесь и сейчас.
Под стабильными условиями я понимаю прежде всего доступность средств на развитие. Промышленности жизненно необходимы длинные и дешевые деньги, чтобы инвестировать в создание новых технологий и продуктов. Я не раз уже говорил о значении ключевой ставки для этого. Тем не менее проблема остается острой.
В текущих условиях стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий по EBIT (4%) в несколько раз. За последние 11 лет рентабельность обрабатывающей промышленности находилась на уровне около 6,3% при среднегодовой ставке кредитования 10,6%.
Деньги, по сути, стоят для промышленности больше, чем они могут позволить ей заработать, и прибыль часто не покрывает стоимости кредита. На фоне требований банков о залогах это создает высокие риски для предприятий.
Существенное влияние текущая ситуация оказывает на экспорт продукции. Традиционно авансовые платежи составляют не более 15–20%, для производства используются заемные кредитные средства, с текущей ставкой рентабельность теряется уже в процессе реализации контракта.
Перспектива — за так называемыми критическими технологиями, или «подрывными инновациями» (искусственный интеллект, квантовые технологии, высокотехнологичный бизнес), создающими новые отрасли и ликвидирующими существующие. Здесь мы — в равных условиях с зарубежными конкурентами. Важно использовать момент и обеспечить стабильные рыночные условия для развития таких технологий.
Для этого нужна финансовая и институционная поддержка. Промышленности необходимы длинные и недорогие кредиты. В нынешних условиях стоимость кредитов превышает доходы в несколько раз, что делает развитие высокотехнологичных секторов крайне затруднительным.
Помимо этого, важна организация системного поиска и мотивация молодых специалистов для работы в динамично развивающихся областях. Современное образование должно быть ближе к потребностям промышленности и технологии.
Управление инновационными процессами, создание наземных инфраструктур и внедрение передовых научных разработок позволит России успешно конкурировать на международной арене.
Россия всегда была богата талантами. Как почти 280 лет назад писал Ломоносов, она способна рождать собственных «быстрых разумом Невтонов». Наша задача — выстроить систему их поиска, отбора, подготовки, мотивации. Промышленности нужны молодые, смелые специалисты, готовые решать амбициозные задачи. Отвечающие запросам даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
Сегодня этот лед тронулся, мы говорим на одном языке с профильными министерствами. О том, что мы идем верным путем, свидетельствуют результаты ЕГЭ (все больше школьников выбирают профильную математику, физику, информатику) и целевых наборов в вузы и колледжи. Мы видим пока недостаточный, но набирающий силу приток молодых специалистов в промышленность.
Верю, что пройдет еще немного времени и героем дня снова станет человек труда — инженер, конструктор, рабочий.
Такой подход создаст устойчивые и конкурентоспособные отрасли, в которых Россия станет лидером мирового рынка. Безусловно, этот путь не будет легким, но четкая стратегия и правильные приоритеты обеспечат успех.
Электронные документы в перевозках: что изменится с 1 сентября и кого это коснется С 1…
Сроки давности по налоговым преступлениям «заморозят» на время отсрочки: что меняется Минфин России подготовил поправки,…
С 1 сентября всё по-новому: как единый QR-код изменит переводы и оплату в России С…
Новые правила электронного общения с СФР: что меняется для работодателей С 31 января 2026 года…
Как получить социальный вычет за обучение: новые лимиты и ключевые условия Федеральная налоговая служба напомнила…
Можно ли лишить работника разовой премии за отсутствие на работе: разбор свежего спора Суды подтвердили:…