Процентные ставки по банковским кредитам в РФ в разы больше, чем в государствах-членах Евросоюза, США и других развитых странах. Тем не менее многим россиянам, обратившимся с просьбой о займе, приходится оформлять страховку, которая должна дополнительно защитить банк от финансовых потерь в случае невозврата средств. Эта дополнительная услуга фактически навязывается потребителю с нарушением норм гражданского права. Доказать факт принуждения клиенту, подписавшему все подготовленные юристами банка документы, трудно. С 2016 года заемщику предоставлена возможность отказаться от страховки после получения кредита по договору, невзирая на зафиксированное в договоре добровольное согласие.
Есть полисы, оформить которые заемщик обязан в соответствии с действующим законодательством. К ним относится страхование от утраты имущества, приобретенного за счет полученных в кредит целевых средств. Обязательно заключение договора о страховании ипотечной квартиры на основании ст. 31 102-ФЗ и ст. 935 ГК РФ. При получении автокредита необходимо оформить полис на приобретенный автомобиль, который до погашения займа будет находиться в залоге у банка (п.10 ст.7 353-ФЗ).Остальные страховки, настойчиво предлагаемые банками, являются добровольными. Нельзя заставить клиента застраховаться на случай:
Если претендент на получение кредита не согласится на предложенную страховку до подписания договора, можно ожидать следующую реакцию банка:
Чтобы избежать подобного развития событий, лучше воспользоваться возможностью, предоставленной Банком России.
В Указаниях от 20.11.2015 года № 3854-У Банк России обязывает страховые компании предусмотреть в договоре право заемщика отказаться от полиса в течение 14 суток с даты подписания документа. Эти две недели называются периодом охлаждения, дающим гражданину возможность обдумать свои действия и принять взвешенное решение. Если после оформления полиса до момента отказа зафиксированы события, попадающие под определение страхового случая, отменять договор нельзя. Дата начала действия периода охлаждения не связана с перечислением страховой премии.Заемщикам предоставлена возможность оформить кредит на оптимальных условиях, соглашаясь на все предложения сотрудников банка, а потом отказаться от навязанных услуг. Заявление об отказе от страховки по кредиту нужно направить в страховую компанию ценным письмом с описью и уведомлением либо привезти лично. В первом случае следует сохранить квитанцию об отправке, во втором – получить отметку с указанием даты регистрации и входящего номера документа на своем экземпляре. На возврат полной суммы премии у страховщика по закону имеется 10 дней.Если заявление поступило позже даты подписания договора, компания вправе вычесть из премии часть, приходящуюся на период между началом действия полиса и получением сообщения об отказе. Компании вправе устанавливать увеличенную продолжительность периода охлаждения. Например, у «ППФ Страхование жизни», работающей с клиентами Хоум Кредит Банка, отказ можно оформить в течение 21 дня.
Впервые период охлаждения стал применяться в России в 2016 году, продолжительность его составляла 5 дней. Нынешний двухнедельный срок действует с 01.01.2018 года. Банки не могли не отреагировать на появление возможности отказа от страховки. Помимо увеличения процентных ставок, они ввели в практику программы коллективного страхования.Контракт в этом случае заключается между кредитной организацией и страховой компанией. Особенно актуально это в настоящее время, когда у многих крупных банков появились дочерние компании, занимающиеся страховой деятельностью:
Коллективный договор предусматривает защиту от возможных рисков для большого количества граждан – клиентов банка, выразивших добровольное желание присоединиться к нему. В этой ситуации премию страховщику выплачивает банк, и он же является выгодоприобретателем при наступлении страхового случая. Клиент компенсирует сумму премии и оплачивает комиссию за присоединение. Эти средства чаще всего удерживаются из предоставленного кредита. Стандартные условия, содержащиеся в коллективных контрактах:
Главная особенность коллективных договоров в том, что на них не распространяется действие периода охлаждения. Причина в том, что заемщик не является страхователем, в этой роли выступает юридическое лицо – банк. Указания № 3854-У регулируют отношения между страховыми компаниями и физлицами.
Если заемщику не удается достичь согласия с банком либо страховой компанией, остается единственный выход – обращение в суд. Процесс подготовки документов, сбора доказательств и отстаивания своих интересов достаточно сложен. Положительный результат не гарантирован, даже если в деле участвует опытный юрист. Прежде, чем подавать иск, нужно трезво оценить шансы на успех и предстоящие затраты времени, сил и денег.
Если клиент подписал заявление о своем участии в общем договоре страхования, а затем, получив заем, решил отказаться от навязанной услуги, ему следует обратиться с соответствующими ходатайствами в банк и страховую компанию. Сбербанк всегда возвращает сумму премии таким клиентам в период охлаждения. Это позиция его руководства. По данным Сбербанка аннулируют страховку 5-6% заемщиков.Другие банки не столь лояльны к клиентам и, скорее всего, не удовлетворят их просьбу, но должным образом зарегистрированные документы с отметкой о дате поступления нужны для обращения в суд. Верховный суд РФ вынес в октябре 2017 года определение в защиту интересов гражданки, присоединившейся к договору страхования ВТБ 24 (дело 49-КГ17-24). Она во время периода охлаждения подала заявление о возврате премии и получила отказ.Высшая судебная инстанция РФ пришла к выводу, что в коллективном контракте застрахован имущественный интерес заемщика, соответственно, он и является фактическим страхователем и обладает правами, предоставленными Указаниями № 3854-У. Отсутствие в договоре банка с его дочерней компанией условия о том, в период охлаждения по заявлению клиентов возможен возврат премии, Верховный суд посчитал ущемлением интересов потребителя. Обратиться с иском можно в течение трех лет с момента получения отказа. Решение Верховного суда – это важный ориентир для всех российских судей.
Отказаться от страховки и вернуть премию после того, как предусмотренный Банком России период охлаждения окончился, очень сложно. Для этого придется доказать в суде, что фактически услуга была клиенту навязана, то есть нарушена ст. 421 ГК РФ. Можно пожаловаться на несоблюдение банком прав потребителей, установленных в п.2 ст.16 закона 2300-1. В нем запрещается ставить получение одной услуги (кредита) в зависимость от приобретения другой (страховки). Если заемщик подписал все документы о добровольном заключении договора со страховой компанией или с банком, выиграть суд будет непросто. Опытные юристы советуют воспользоваться следующими доказательствами:
Судебная практика показывает, что по таким делам чаще принимаются решения в пользу банков.
Возможность частичного возврата страховки в случае досрочной выплаты всей суммы займа предусмотрена в ст. 958 ГК РФ. Договор прекращается, если отсутствуют страховые риски. Вероятность невыплаты кредита в связи со смертью заемщика, потерей трудоспособности или работы равна нулю, потому что кредит полностью погашен. Снятие обременения с залогового имущества обнуляет риски банка, связанные с его утратой либо порчей. П.3 ст. 958 ГК РФ предусматривает при подобных обстоятельствах возврат части премии.Обращаться по поводу возврата следует к страховщику. Необходимо предоставить документы обо всех выплатах по кредиту, об отсутствии долгов и о прекращении залога недвижимого имущества либо автотранспортного средства. Возможны следующие ситуации:
В двух последних ситуациях истец или его адвокат должны доказать суду, что прекращение договора произошло по причинам, указанным в п.1 ст. 958. Правовая норма, содержащаяся в статье, является диспозитивной, то есть не содержащей полного перечня возможных обстоятельств и требующая конкретизации и уточнения в договорах или правилах страхования. Если страховщик не сделал подобную расшифровку в своих документах, шансы истца повышаются. В пользу заемщика будет трактоваться и указание в страховом договоре на то, что его действие распространяется на период действия кредита. Решений Верховного суда по подобным делам пока нет.При оформлении долгосрочных ипотечных или автокредитов выплата страховки производится заемщиком не одной суммой, а ежегодно или с другой периодичностью. В ранее действующем законодательстве содержалась норма о том, что в случае неуплаты очередного взноса действие страхового договора прекращается. Сейчас такое положение не действует, необходимо письменно сообщить об отказе от страховки на основании п.2 ст.958 ГК РФ и прекратить перечислять премию.
Оформление полиса защищает банк от возможных финансовых потерь. Но и для заемщика наличие страховки предполагает определенные преимущества. Если произойдет страховой случай, клиент или его дети и близкие будут освобождены от кредитных обязательств. Принимать решение следует, исходя из конкретных обстоятельств. Часто при присоединении заемщика к коллективному контракту банковская комиссия составляет до 100% суммы премии.В такой ситуации лучше самостоятельно выбрать компанию, тщательно изучить условия страхования и заключить индивидуальный договор. С таким предложением можно обратиться к сотрудникам банка. Если у заемщика хорошая кредитная история, стабильный высокий доход, он может настаивать на своих условиях, ведь банки тоже заинтересованы в реализации своих кредитных продуктов.
Обязательна ли страховка при оформлении кредита и как можно отказаться от нее? Задайте вопрос нашему дежурному юристу через форму ниже.
Как получить справку о месте жительства Справка о месте жительства является важным документом, подтверждающим факт…
Выписка из амбулаторной карты может понадобиться в разных ситуациях: для получения льгот, страховки, при смене…
Справка о составе семьи или форма №9 — официальный документ, в котором указываются все проживающие по…
Готовность к труду и обороне, или ГТО – это не просто набор физических тестов. Это…
Категория годности к службе Д гарантирует, что призывника не заберут в армию. Потому что она…
Категория годности Г (временно не годен к военной службе) — это единственная категория, которая устанавливается…