Консультация юриста онлайнПравила обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях регулируется главой 30 КоАП РФ.
В данной статье мы подробно рассмотрим порядок действий при подаче жалобы в вышестоящий орган.
Кто имеет законное право на обжалование?
Постановление, вынесенное в результате разбирательства по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано:
- физическим или юридическим лицом, в отношении которого ведётся производство по делу;
- законным представителем физ. или юр.лица;
- потерпевшим;
- адвокатом.
В какие инстанции может быть подана жалоба?
Для того чтобы уложиться в сроки, установленные КоАП РФ, и не затягивать время рассмотрения жалобы, необходимо заранее узнать, какой орган уполномочен выносить решение в том или ином случае.
- Постановление, вынесенное судьёй в ходе разбирательства по делу, обжалуется в вышестоящий суд.
- Если оно было вынесено коллегиальным органом — следует обратиться с жалобой в районный суд по фактическому месту нахождения данного коллегиального органа.
- Обжалование постановления должностного лица происходит либо в вышестоящий орган, либо в районный суд, соответствующий месту рассмотрения дела.
- Постановления руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также их заместителей обжалуются в вышестоящий орган, уполномоченный правовым актом Президента или Правительства Российской Федерации.
- Если постановление вынесено каким-либо иным органом, который был создан в соответствии с законом субъекта РФ, жалобу необходимо подать в районный суд по фактическому месту рассмотрения дела.
Сроки подачи и рассмотрения жалобы
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у вас имеется десять суток на то, чтобы подать жалобу.
Важно помнить!
- Отсчёт времени начинается не с даты получения на руки копии постановления, а со следующего за ней дня.
- Окончание срока обжалования может приходиться на нерабочий день (например, выходной или праздник). В таком случае, за последние сутки принимается первый рабочий день, следующий за ним, а у вас образуется некоторое дополнительное время на составление жалобы.
- Вы можете направить документ Почтой России. Тогда днём подачи считается момент отправки, который определяется по почтовому штемпелю на конверте.
Основные правила составления жалобы
Для того чтобы вышестоящий орган принял обжалование к рассмотрению, необходимо позаботиться о его грамотном составлении.
Что обязательно должно быть указано в жалобе?
- Наименование уполномоченного органа, в который подаётся данный документ.
- Наименование административного органа, которым было принято оспариваемое постановление.
- Название, дата принятия, номер оспариваемого постановления, а также иные сведения о нём.
- Перечень нарушений законных интересов и прав, имеющих место по мнению заявителя.
- Требования заявителя.
- Перечень приложений в виде списка (указывается после основного текста жалобы).
- Подпись заявителя или его законного представителя.
Важно помнить!
Указывая те или иные требования при оспаривании постановления, а также перечисляя нарушения, которые повлекли за собой обжалование, заявитель обязательно должен ссылаться на законные основания для подачи жалобы. Иными словами, изложение каждого утверждения или предположения должно быть подкреплено соответствующим пунктом закона.
Какие документы потребуются для составления жалобы?
При подаче жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях необходимо приложить к ней ряд сопутствующих документов, а именно:
- полный текст оспариваемого постановления;
- уведомление о вручении или какой-либо иной документ, который подтверждает факт получения документа;
- все сопутствующие приложения, указанные перечнем в тексте жалобы.
Важно помнить!
Прикладывайте к своей жалобе не оригиналы тех или иных документов, а их копии. При копировании проверьте настройки ксерокса и убедитесь, что весь текст вписывается в границы листа.
Какое решение может быть вынесено в ходе рассмотрения жалобы?
Согласно статье 30.7 КоАП РФ, в результате рассмотрения обжалования постановления по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений:
- об отказе в удовлетворении требований, указанных заявителем в жалобе. В этом случае постановление остаётся без изменений;
- об удовлетворении жалобы заявителя и изменении постановления;
- о прекращении производства по делу и отмене постановления;
- о недоказанности обстоятельств, по которым было вынесено постановление;
- об отмене данного постановления и возвращении дела судье на повторное рассмотрение;
- об отмене постановления и последующем направлении дела по подведомственности. Такое решение может быть принято в том случае, если в ходе рассмотрения жалобы выяснилось, что оспариваемое постановление выносилось неправомочным должностным лицом, судьёй или органом.
Важно помнить!
Согласно статьям 2.9 и 24.5 КоАП РФ, начатое производство должно быть прекращено в следующих случаях:
- отсутствует сам факт административного павонарушения;
- отсутствие состава правонарушения;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- смерть физического лица, в отношении которого было открыто дело;
- лицо, совершившее его, признано невменяемым;
- нарушение было осуществлено в случае крайней необходимости;
- закон или его положение, которые устанавливали ответственность за содеянное, утратили силу;
- иные причины, перечисленные в вышеуказанных статьях КоАП РФ.
Выводы
Для того чтобы повысить шансы вынесения решения по жалобе в вашу пользу, необходимо учесть сроки подачи, грамотно оформить документ и знать, какая инстанция уполномочена его рассматривать.