Как правильно провести опись имущества при банкротстве физического лица

Опись имущества при банкротстве всегда вызывает вопросы у должника. Как ее правильно составить? Что произойдет, если вы случайно не укажете информацию об имуществе в своем документе? Какие нюансы нужно знать? Все самое важное и интересное об описи имущества далее рассказывают юристы по банкротству.

Что такое опись?

Опись при банкротстве — это документ, содержащий перечень всего имущества, принадлежащего должнику. Наличие этого документа является необходимым условием для признания финансовой несостоятельности физического лица.

Точная опись имущества необходима финансовому управляющему и суду, чтобы понять, каким имуществом владеет должник, что может быть включено в конкурсную массу и продано, а что может быть оставлено банкроту.

Какое имущество будет описано?

При подаче заявления о банкротстве должник прикладывает список всего имеющегося имущества.

  • Квартиры, дома, земельные участки, гаражи, склады и другие жилые и нежилые объекты недвижимости;
  • Транспортные средства, включая автомобили, катера, лодки и другое движимое имущество;
  • Денежные средства, находящиеся на открытых банковских счетах или имеющиеся в денежных депозитах должника;
  • Предметы особой ценности (драгоценные камни и металлы, произведения искусства, антиквариат, предметы роскоши);
  • Акции и ценные бумаги.

Виды имущества, подлежащего описи

Давайте рассмотрим виды имущества, которые должны быть включены в опись при банкротстве.

  1. Имущество, принадлежащее только физическому лицу на праве собственности. Все движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит банкроту (например, автомобиль, земельный участок, квартира).
  2. Имущество, принадлежащее на праве долевой собственности. Доля банкрота обязательно указывается в описи.
  3. Совместное имущество. Речь идет о вещах и недвижимых объектах, принадлежащих супругам, то есть, нажитых в браке.

Обратите внимание!

Распространенной ошибкой должников является декларирование имущества, которое принадлежит только им. Также помните: неприватизированная недвижимость (например, сдаваемая в аренду) не будет фигурировать в вашей выписке. Арендаторы не имеют права собственности на эти объекты.

Кто должен проводить инвентаризацию имущества?

  1. Физическое лицо, инициирующее банкротство

Должник составляет опись и прилагает ее к заявлению о банкротстве. Все документы будут переданы в суд по делам о банкротстве, где их рассмотрит и проверит конкурсный управляющий.

ВАЖНО!

Если банкротство инициировано кредитором, заемщик составляет опись имущества и прикладывает ее к заявлению, а не к отзыву.

  1. Финансовый управляющий

Он уже проводит инвентаризацию в рамках процедуры банкротства. В этом случае должник также направляет ему информацию, которую управляющий должен проверить.

Форма описи

Опись составляется в установленной форме, которая определена приказом Министерства экономического развития России № 530«Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом» от 2015 г.

Этот документ имеет важное значение в деле о признании финансовой несостоятельности. При его заполнении нельзя допускать ошибок, нельзя случайно «забыть» какое-то имущество, нельзя вводить неточные данные и т.д. Все это будет ставить под сомнение добросовестность человека и может привести к продлению срока банкротства или отказу в списании долгов.

Информация, которая должна быть отражена в описи

Персональные данные. Опись начинается с указания сведений о физическом лице, в отношении которого вводится банкротство:

  • ФИО;
  • Дата и место рождения;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Паспортные данные;
  • Адрес регистрации.

Сведения о денежных средствах и другом ценном имуществе. Указываются его тип, стоимость (сумма), валюта и местонахождение. Если имущество находится в залоге, вносятся сведения о залогодержателе.

Сведения о банковских счетах. Если у вас нет банковского счета, вы не заполняете этот раздел. Если да, то необходимо указать тип счета, дату открытия и валюту. Дополнительно указывается баланс. То есть, сколько денег у вас имеется на счету на момент обращения в суд.

Акции, иные ценные бумаги и другие формы участия в коммерческих организациях. Указываются процент и основания участия, наименование и юридический адрес организации, тип и размер ценных бумаг.

Данные о движимом и недвижимом имуществе. Недостаточно просто указать имя объекта. Опись банкротства включает в себя идентификационный номер собственности, тип, приблизительную стоимость, информацию о залогодержателе и другие сведения.

Что делать, если у должника нет имущества?

Банкротство может быть инициировано, даже если у должника нет имущества для продажи и расчетов с кредиторами (банками, микрофинансовыми организациями, управляющими компаниями и т.д.). Однако инвентаризация все равно необходима. Первая часть, с вашими личными данными, обязательна к заполнению, а остальное зависит от ваших конкретных обстоятельств.

Независимо от того, есть ли у вас собственность или нет, проконсультируйтесь с юристом и доверьте составление описи экспертам.

Что происходит после составления описи?

Первое, что делает финансовый управляющий, это проверяет достоверность представленной вами информации. Указывать в описи все, что угодно или скрывать данные о квартире или земельном участке категорически нельзя.

Финансовый управляющий является независимым лицом в деле о банкротстве. Он все тщательно проверяет. У него есть необходимые ресурсы. Он направит запрос в госорган об установлении имущества, принадлежащего должнику, и последующей оценки этого имущества.

Это позволяет финансовым управляющим:

  • Решить, какие объекты включить в конкурсную массу. В дальнейшем она будет реализована, а полученные средства будут направлены на расчеты с кредиторами.
  • Найти имущество, которое должник пытался спрятать. Да, такие ошибки часто допускают физические лица, но это касается только недобросовестных должников.
  • Проанализировать сделки за последние 3 года. Все сомнительные сделки (передача имущества по сильно заниженной стоимости, дарение родственникам с целью сокрытия от кредиторов) проверяются и оспариваются управляющим.

5 нюансов, которые вы должны знать

  1. Внесение имущества в список не обязательно означает, что имущество будет оценено и продано с аукциона для выплаты кредиторам. В нашей практике до 90% перечисленного имущества подпадает под действие статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и остается у банкрота.
  2. Не рискуйте: не прячьте свои вещи. Есть способ законно оставить его должнику. Если вам нужен совет, пожалуйста, свяжитесь с нашими юристами. Они проконсультируют вас, как и какие виды собственности можно сохранить, не ставя под угрозу ваши отношения с управляющим или судом.
  3. Невозможно составить опись в свободной форме. В этом случае заявление о признании финансовой несостоятельности не будет принято. Воспользуйтесь установленной формой описи.
  4. Чтобы не терять время, избежать ошибок и точно изложить суть дела, обращайтесь к нашим юристам, которые готовы помочь вам в составлении заявления и описи, а также в сборе и подготовке всех необходимых документов.
  5. Доверяйте только профессионалам. В нашей фирме работают опытные специалисты, специализирующиеся на банкротстве. Они подскажут, как составлять описи, как правильно подавать заявления, как вести себя в суде и с кредиторами, а главное, как списать долги и максимально защитить свое имущество.

Если вы не уверены, возможно ли банкротство в вашем случае, какие долги будут списаны и с чего начать подготовку, обратитесь к юристам. На первичной консультации они проанализируют вашу ситуацию, разработают стратегию и начнут сбор документов по банкротству.

Пройти бесплатный тест на банкротство

Полина Недашковская

Опытный юрист с более чем 9-летним стажем работы с запросами клиентов и компаний. Эксперт в области гражданского права, специализируется на сложных делах, требующих глубоких знаний и нестандартных решений. Регулярно публикует статьи в юридическом журнале AMULEX, делясь с читателями экспертным взглядом и анализом актуальных правовых вопросов.

Recent Posts

Как получить справку о регистрации по месту жительства?

Как получить справку о месте жительства Справка о месте жительства является важным документом, подтверждающим факт…

2 дня ago

Как получить выписку из амбулаторной карты?

Выписка из амбулаторной карты может понадобиться в разных ситуациях: для получения льгот, страховки, при смене…

2 дня ago

Как получить справку о составе семьи?

Справка о составе семьи или форма №9 — официальный документ, в котором указываются все проживающие по…

2 дня ago

Как сдать ГТО и зачем это нужно?

Готовность к труду и обороне, или ГТО – это не просто набор физических тестов. Это…

2 дня ago

Категория годности Д к военной службе

Категория годности к службе Д гарантирует, что призывника не заберут в армию. Потому что она…

2 дня ago

Категория годности Г к военной службе

Категория годности Г (временно не годен к военной службе) — это единственная категория, которая устанавливается…

2 дня ago